Информационно-психологическое воздействие как инструмент против суверенитета государства (на примере Украины)
Введение
Многочисленные межгосударственные, межрелигиозные, межнациональные противоречия сопутствуют человечеству с первых моментов его истории. Их прообразы проявлялись даже на том начальном этапе, когда еще не оформились государства, религии и нации. К сожалению, от этих противоречий не может уйти и современное общество. С недавних пор к традиционным видам противоборства добавился новый, порожденный информационными технологиями.
Проблема обеспечения информационной безопасности любого государства является одним из наиболее важных аспектов внешней политики, так как именно информационная сфера представляется на сегодняшний день важнейшим объектом усилий различных участников международных отношений. Каждый из них стремится не только сформировать и поддержать благоприятный имидж в мировой политике, но и взять под контроль важнейшие информационные ресурсы, в первую очередь, средства массовой и сетевой информации.
Содержание
Введение
Глава I. Понятие и сущность информационно-психологического противоборства
1.1. История возникновения и развитие
1.2. Понятие и сущность
информационно-психологического противоборства
1.3. Методы и формы информационно-психологического противоборства
Глава II. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Деятельность России, стран Запада и международных организаций
2.2. Информационное воздействие и пропаганда: в чем разница?
2.3. «Фейк ньюс» как инструмент воздействия
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СИТУАЦИЮ ВОКРУГ УКРАИНЫ
3.1. Особенности информационно-психологического противоборства России и Украины
3.2. Проблема русского языка в рамках информационно-психологического противоборства
3.3. Деятельность Центров информационно-психологических операций Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Философские основы информационно-психологического противоборства как особого вида взаимоотношений между политическими субъектами сформулировал китайский ученый Конфуций (VI-V вв. до н. э.), призвавший использовать мораль и образование как для достижения внутреннего мира между верхами и низами общества, так и для отношений с другими народами. Труды другого китайского философа – Сунь Цзы (VI-V вв. до н. э.) – легли в основу современных теоретических и практических подходов специалистов в области информационного воздействия.Сунь Цзы поставил психологическое воздействие на противника на одно из первых мест в военном противоборстве. В своем «Трактате о военном искусстве» он писал: «Во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится к захвату государства целостным; разрушить его значительно легче. Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить... Одержать сотню побед в сражениях – это не предел искусства. Покорить противника без сражения – вот венец искусства». Сунь Цзы отмечал, что «война – это путь обмана», поэтому выигрывает тот, кто умеет вести войну не сражаясь. Для этого надо, во-первых, «разрушить планы противника», во-вторых, «расстроить его союзы» и, лишь в-третьих, «разгромить его войска».Сунь Цзы, выделил основные направления информационного воздействия на противную сторону: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны. Мешайте всеми средствами деятельности правительства». «Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте в нужный момент на позор общественности».