Структурно-семантические особенности вводных конструкций в русском языке и их изучение в современной школе

Скачать дипломную работу на тему: Структурно-семантические особенности вводных конструкций в русском языке и их изучение в современной школе . В которой определен анализ функционирования вводных конструкций в русском языке и методика их преподавания в школе. Изучено использование в школьной практике, при проведении уроков по теме «Вводные конструкции»
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.04.2025
Объем файла
8357 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В лингвистической науке одной из важных задач является изучение языковых конструкций, которые формируют языковую картину мира, описывают отношения между объектами и процессами в окружающей действительности. Вводные конструкции – это один из наиболее распространенных языковых элементов, используемых на письме и в устной речи для выражения дополнительной информации о субъекте, объекте или процессе, а также для связи предложений и обеспечения текстовой целостности.
Изучение вводных конструкций является актуальной проблемой для языковых наук, исследователей, лингвистов и педагогов. Особенно важно уделять внимание этому вопросу в школе, где формируются базовые навыки языковой коммуникации, и развивается языковое мышление.
В данной работе рассматриваются структурно-семантические особенности вводных конструкций и их изучение в школе. В дальнейшем работа может быть использована при подготовке учебного материала и методических рекомендаций для учителей русского языка.
 

Содержание
Введение 7
1.Вводные конструкции как объект изучения синтаксиса 11
1.1Общая характеристика вводных конструкций и других синтагматически не связанных видов осложнения в современном русском языке 11
1.2 Типология вводных конструкций 15
1.3 Вводные конструкции в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 20
2. Методическое сопровождение изучения вводных конструкций на уроках русского языка на основе инновационных технологий обучения 34
2.1 Методика преподавания вводных конструкций как компонент формирования пунктуационной компетенции учащихся 34
2.2 Типология заданий по вводным конструкциям для развития мышления у учащихся средних классов 43
2.3 Модель урока на тему «Пунктуация при вводных конструкциях» для учащихся 8 класса 47
Заключение 54
Список использованных источников 56

Список использованных источников
Баранов, М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М. Т. Баранов – Русский язык в школе, 1993. – С. 36–43. – ISBN 978-5-09000-880-8. – Текст: непосредственный.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: Роман / М. А. Булгаков. – М.: Художественная литература, 2020. – 384 с. – ISBN 978-8-82607-703-1. –Текст: непосредственный.
Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. – М.: Форум, 2018. – 288 c. – ISBN 978-5-04041-521-2. – Текст: непосредственный.
Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1972. – 640 с. – Текст: непосредственный.
Виноградов, В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке. Избранные труды: исследования по русской грамматике / В. В. Виноградов – М.: Наука, 1975. – С. 56-87. – Текст: непосредственный.
Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения. Избранные труды: исследования по русской грамматике. / В. В. Виноградов – М.: Наука, 1975. – С. 254-294. – Текст: непосредственный.
Войлова, К. А. Русский язык. 5-11 классы : Справочник школьника / К. А. Войлова, Е. В. Клобуков, В. В. Леденева, П. А. Лекант – М.: Дрофа, 2010. – 400 с. – ISBN 978-5-35807-649-5. – Текст: непосредственный.
Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. – 12-е изд. – СПб.: Тип. импер. академии наук, 1874. – 216 с. – Текст: непосредственный.
Греч, Н. И. Практическая русская грамматика / Н. И. Греч. – Спб.: Тип. СПб. воспитательного дома, – 1827. – 578 с. – Текст: непосредственный.
Грамматика русского языка. – М.: Наука, 1980. – Т. II. Синтаксис. – 707 с. – Текст: непосредственный.
 

Существуют разные типологии вводных конструкций, но в основе большинства из них лежит один и тот же принцип – семантический согласно которому вводные конструкции делятся на группы в зависимости от того, какое дополнительное значение они привносят в высказывание.

1. Типы вводных конструкций по значению

Согласно Д.Э. Розенталю выделяется девять основных групп вводных слов по их значению:

  1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, разумеется, само собой разумеется, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, может, может быть, быть может, может статься, должно быть, кажется, казалось бы, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и т.п.;

2) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: значит, итак, следовательно, наоборот, напротив, стало быть, как водится, кстати сказать, во-первых, во-вторых, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю и т.п.;

3) вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, помнится, как говорят, по словам …, по сведениям …, как пишут, как известно, по-моему, по-твоему и т.п.;

4)  вводные слова, выражающие чувства говорящего: нечего греха таить, к счастью, к сожалению, к удивлению, к изумлению, что обидно, не ровён час, чего доброго, странное дело и т.п.;

5)  вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и т.п.;