Репертуар современного альтиста-исполнителя
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Альт прошел долгий и трудный путь развития - с точки зрения его конструкции, использования в исполнительском искусстве, внимания к нему композиторов. Как и многие другие его собратья по симфоническому оркестру, в XX столетии альт приобрел статус сольного концертного инструмента, но и в этом плане ему пришлось долго преодолевать стойкое предубеждение в среде исполнителей, композиторов, слушателей. Колоссальные успехи альтового искусства недавнего прошлого и наших дней побуждают внимательнее присмотреться к его истории, попытаться понять, с одной стороны, что тормозило его подъем, с другой - что послужило предпосылками такого подъема. Одна из причин трудностей, пережитых инструменгом, заключается в парадоксальности его функций на протяжении долгого времени: его роль в музицировании была второстепенной и, вместе с тем, незаменимой. Без альта не обходились ни камерные ансамбли, ни оркестры, однако более ответственные роли ему не доверялись.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИНСТРУМЕНТ АЛЬТ………………………………………………...5
1.1 История альта………………………………………………………………….5
1.2 Описание……………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2 ИСПОЛНЕНИЕ………………………………………………………13
2.1 Характеристика репертуара…………………………………………………13
2.2 Произведения…………………………………………………………….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дружинин, Ф. С. Вариации для альта соло [Ноты] / Ф. С. Дружинин // Произведения советских композиторов для альта соло. Составитель Ю. Юров. — М.: Советский композитор, 1976. — С. 32-39.
Дружинин, Ф. С. Соната для альта соло [Ноты] / Ф. С. Дружинин // Сочинения для альта соло. — М.: Советский композитор, 1971. — С. 51-59
Коллонтай (Ермолаев), М. Г. Концерт для альта с оркестром ор. 8 [Ноты] / М. Г. Коллонтай (Ермолаев) // Концерты для альта с оркестром. Выпуск 1. — М: Советский композитор, 1989. — С. 105-180.
Люлли, Ж. Б., Борисовский, В. В. Ариозо и Гавот для альта и фортепиано [Ноты] / Ж. Б. Люлли, В. В. Борисовский. — М.: Музгиз, 1936. — 5 с.
Люлли, Ж. Б., Гавот в обработке Вилли Бурместера для скрипки или виолончели и фортепиано под редакцией проф. С. Л. Гинзбурга / [Ноты] / Ж. Б. Люлли, В. Бурместер, С. Л. Гинзбург. — Л.: Тритон, 1935. — 6 с.
Стамиц, К., Борисовский, В. В. Концерт для альта с оркестром D-dur [Ноты] / К. Стамиц, В. В. Борисовский // Концертный репертуар альтиста. Свободная обработка для альта и фортепиано. — М.: Музгиз, 1962. — 45 с.
Хандошкин, И. Е., Борисовский, В. В. Вариации на русскую народную песню «То теряю, что люблю» [Ноты] / И. Е. Хандошкин, В. В. Борисовский. — М.: Музгиз, 1955. — 20, 9 с.
Чайковский, П. И., Борисовский, В. В. «Страстное признание» [Ноты] / П. И. Чайковский, В. В. Борисовский. — М.; Л.: Музгиз, 1950. — 7, 3 с.
Шостакович, Д. Д., Борисовский, В. В. Адажио из балета «Светлый ручей» [Ноты] / Д. Д. Шостакович, В. В. Борисовский // Пьесы советских композиторов для альта и фортепиано. Выпуск 3. Сост. Ю. Юров. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 3-6.
Шостакович, Д. Д. Соната для альта и фортепиано соч. 147 [Ноты] / Д. Д. Шостакович. Ред. партии альта Ф. Дружинина; общ. ред. и вступ. ст. М. Якубова. — М.: DSCH, 1997. — 52, 16 с.
Gubaidulina, S. A. Concerto for viola and orchestra "Night Song of the Fish" [Notes] / S.A. Gubaidulina. — New York: G. Schirmer, 1987. — 96 p.
Альт (итальянское Viola, германское Bratsche, французское Alto), как и другие инструменты скрипичного семейства, зародился примерно в конце XV - начале XVI века. Русский исследователь Б. А. Струве считает, что альт явился родоначальником всего скрипичного семейства и первым вошел в состав оркестра во 2-ой половине XVI века. Когда альт появился в оркестре, ведущее положение мелодических голосов было еще преимуществом больших виол.
Из всего скрипичного семейства альт был более близок к виолам по размерам и по звучанию, потому он стремительно вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонически влился в него. Таким макаром, альт явился собственного рода мостом меж уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.Посреди XVI века виольное семейство и скрипичное составили две группы смычковых инструментов, значительно отличавшиеся друг от друга. Для виол свойственны покатые плечи, плоская нижняя дека, широкий гриф, снабженный ладами, высочайшие обечайки, резонаторные отверстия в виде скобок и шесть-семь струн с квартово-терцовым строем. Достаточно плоская подставка существенно затрудняет игру на одной струне, не задевая других. На виоле комфортно играть аккордами и арпеджио. Звук у виолы мягенький, слабенький и лишенный динамичности. Инструменты скрипичной группы имеют четыре струны и настраиваются по квинтам (кроме контрабаса, у которого настройка струн по квартам), округленная подставка позволяет свободно играть па одной струне, не задевая других.