Соотношение наследственных и средовых факторов в развитии личности
ВВЕДЕНИЕ
Исследование развития личности остается одной из наиболее актуальных тем в психологии на протяжении полутора веков. С момента своего зарождения эта область привлекает большое внимание исследователей самых разных специальностей.Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально– историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие развития личности
Роль наследственности в развитии личности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для судентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001
Адлер А. Понять природу человека СПБ, 2000
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГТУ, 2004
Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2006.
Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2000.
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития /
Пер. с англ. М., 2000.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 2002
Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека //
Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2006.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. М., 2001
Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 2005
Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учебное пособие.,Минск , 2001
Крайг Г. Психология развития. СПб., Изд - во «Питер», 2000
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда, М., 2003
Маккьюсик В. Наследственные признаки человека.// Пер с англ. М.:, 2003
Мещеряков Б.Г.,Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2004
Низамова, Е. С. Психогенетические исследования личностных черт «Большой пятерки» / Е.С. Низамова // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Том 7. № 1
Низамова, Е.С. Наследственная и средовая обусловленность психического развития близнецов / Е.С. Низамова // Психология и психотехника. 2012. № 2 (41). – С. 66-71.
Низамова, Е.С. Психогенетические исследования личности: факторноаналитический подход / Е.С. Низамова // Новое в психологопедагогических исследованиях. 2012. № 1 (25). – С. 104-111.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001
Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
Психогенетика/ Под ред. И. В. Равич – Щербо. М., 2002
А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям .
Личность – особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе .Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для психологии важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие личности».Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).