Научная теория, ее структура и основные функции
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с существующими формами накопления культурных ценностей, научное познание играет важную роль в регулировании деятельности человека. На ранних этапах развития общества познание отражает способы практического изменения объектов, при этом включая в их характеристику субъективный фактор (цели, действия и способности человека). И только в ходе длительной эволюции общества происходит отделение антропогенных факторов.
Что же такое наука? Согласно одному из множества определений, она понимается как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, окружающем мире; это как одна из форм общественного сознания. В ходе своего исторического развития наука пришла к тому, что стала производительной силой общества и важнейшим социальным институтом. В понятие «наука» укладывается деятельность, направленная на получение нового знания, и непосредственно результат этой деятельности, т.е. совокупность
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 7
1.1 Особенности научного знания 7
1.2 Специфика научного знания 8
1. 3 Функции науки 11
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14
2.1 Чувственный уровень научного знания 14
2.2 Эмпирический уровень научного знания 16
2.3 Теоретический уровень научного знания 16
ГЛАВА 3. МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУКИ 21
3.1 Метатеоретический уровень научного знания 21
3.2 Основания науки 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Баранец, Н. Г. Философия науки (учебник для аспирантов) / Н. Г. Баранец. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 318 с.
2 Григорович, Е.Н. Философия и методология науки: учебно-методический комплекс/ Е. Н. Григорович, А. В. Климович, П. П. Крусь. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2016. – 659 с.
3 Едронова, В. Н. Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-struktura-i-spetsificheskie-osobennosti-nauki-kak-osobogo-vida-deyatelnosti - Дата доступа: 27. 05. 2023.
4 Зеленков, А. И. Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск: ГИУСТ, 2011. – 479 с.
5 Кирвель, Ч. С. Философия и методология науки: учебное пособие / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 568 с.
6 Кохановский, В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
7 Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки: учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 450 с.
8 Лебедев, С. А. Плюрализм мнений научного знания / С. А. Лебедев, С. Н. Коськов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/plyuralizm-urovney-nauchnogo-znaniya - Дата доступа: 27. 05. 2023.
9 Лебедев, С. А. Уровневая методология науки и ее сущность. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/urovnevaya-metodologiya-nauki-i-ee-suschnost - Дата доступа: 27. 05. 2023.
10 Лебедев, С. А. Четырехуровневая модель структуры научного знания / С. А. Лебедев, О. А. Чистяков // Вопросы философии и психологии. – 2020. – № 7. – с. 9–17.
11 Лебедев, С. А. Философия науки: позитивно-диалек
К ним относятся:
- материальные ресурсы, составляющие экспериментально-измерительную базу современной науки;
- специализированные искусственные языки и категориальные системы, понятийно-логические средства организации знаний, включающие логико-методологические стандарты и эталоны достоверности и объективной истины;
- математические средства (различные системы математических языков и формализмов), которые обеспечивают возможность описания, объяснения и прогнозирования изучаемых явлений и процессов в соответствии с требованиями логической непротиворечивости, точности, содержательной достоверности [2, с. 382 - 383].
1. 3 Функции науки
С помощью структурного анализа науки мы имеем довольно ясное представление о ней и понимаем характеристику важнейших ее компонентов. Однако необходимо дальнейшее изучение и анализ основных функций н