Возникновение государства и права в работах ж.-ж. руссо «рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «об общественном договоре, или принципы политического права»
ВВЕДЕНИЕ
Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» и «Общественный договор».
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем и неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны п
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Возникновение государства и права в работах Ж.-Ж. Руссо «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или принципы политического права» 5
2 Влияние работ Ж.-Ж. Руссо на современную юридическую науку 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.8–120.
Войниканис Е.А., Кочешкова Е.А. Перечитывая Руссо: история, античность и проблемы демократии/ Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2. С. 38.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. 1969. С. 72.
Филаретов Н.И. О специфике договорной теории Ж.-Ж. Руссо/ Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 19
Ойзерман Т.И. Плодотворная противоречивость философски-исторических и общественно-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо. Вопросы философии. 2014. № 5. С. 145.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Париж. 1948. Т. 1. С. 97–99.
Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д. ю. н. Е.А. Лукашева. М., 2005. С. 65.
Руссо Ж.-Ж. О политической экономии // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 128
Громов М.Н. Век Просвещения в России // История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV– XIX вв.). М., 1996. С. 502.
ждении неравенства» Руссо уже выдвигает идею о возможности ликвидации первого общественного договора (считай аппарата государства) путем насильственных действий народа, коль скоро права последнего попираются. В то время как другие философы-просветители надеялись на просвещение вообще и просвещенного монарха, признание законности революционных действий народа составляет одну из отличительных особенностей социологической концепции Руссо. Однако для него революция своеобразное отступление от правил общественного договора, если он нарушен. Насилие, согласно Руссо, требуется для того, чтобы устранить последствия извращенной, неистинной, «отчужденной» цивилизации, и если идеала в виде первоначального «естественного равенства» уже не возродить, то, по крайней мере, надо стремиться как можно теснее приблизиться к нему.
Политический деспотизм не опирается на право, но на грубую силу и устрашение. Но «сила не создает права», а граждане, наоборот, сохраняют полное свое право выступить вооружен