Философия неравенства Н. Бердяева
Введение
Проблемы равенства и неравенства являются одними из ключевых для философского миросозерцания Н. А. Бердяева – по значимости они сопоставимы с важнейшими для него понятиями свободы, личности и творчества. Особую актуальность они приобрели в дни Октябрьской революции 1917 г., когда стали очевидны намерения революционеров построить «новый мир», низвергающий прежний уклад. Бердяев, которого революции – и Февральская, и Октябрьская – застали в Москве, воспринял эти события с тревогой и опасением, но творчески и общественно активно: только за 1917 г. вышли 40 статей и пять брошюр, а кроме того, Бердяев участвовал в деятельности Клуба московских писателей, Лиги русской культуры, даже в делах Временного правительства. Несмотря на включенность в общественно-политическую повестку, философ продолжал размышлять и о вопросах духовной трансформации страны, охваченной стихией большевизма, – в том числе о проблеме иерархии и неравенства.
Оглавление
Введение.
Иерархия и неравенство в пореволюционной публицистике Н. А. Бердяева
Социально-философские идеи Н. А. Бердяева в «Философии неравенства»
Заключение
Литература
Список литературы
Бердяев Н. А. Философия неравенства. Берлин : Обелиск, 1923.
Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М. : Философское общество СССР, 1990.
Бердяев H. A. Самопознание. М. : Книга, 1991.
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М. : Республика, 1994.
Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М. : Республика, 1995.
Бердяев Н. А. Правда и ложь в общественной жизни / Н. А. Бердяев // Духовные основы русской революции. СПб. : РХГИ, 1998.
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М. : Канон+, 1999.
Бердяев Н. А. Падение священного русского царства. Публицистика 1914–1922. М. : Астрель, 2007.
Карабущенко П. Л. Элитология Н. А. Бердяева в свете элитологических воззрений Х. Ортега-и-Гассета // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 163–170.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 24. М. : Политиздат, 1980.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. : АСТ, 2002.
Сорокин П. А. Проблема социального равенства. Пг. : Революционная мысль, 1917.
Сорокин П. А. Начало великой ревизии // Вестник литературы. 1922. № 2–3.
Сорокин П. А. Николай Бердяев // Кентавр. 1992. Июль-август. С. 147–152.
Сорокин П. А. Н. А. Бердяев // Н. А. Бердяев: pro et contra / сост. А. А. Ермичев. СПб., 1994. Кн. 1. С. 477–482.
Сорокин П. А. Социальная мобильность. М. : Academia, 2005.
Сорокин П. А. Социология революции. М. : Астрель, 2008.
Катастрофические события второй декады XX в. отразились в россыпи статей Бердяева, опубликованных в изданиях «Русская мысль», «Русская свобода», «Народоправство» и некоторых других. В них, помимо реакции на актуальную повестку – война и две революции, – Бердяев размышляет о ключевых и сквозных для его творчества категориях: свобода, личность, творчество, основы общественности, судьба России. Рассмотрение этих тем может показаться отвлечённым и неуместным в обстановке, полыхающей красным огнём страны, однако именно обобщение и выявление метафизической глубины переломных событий, не отягощённое политической ангажированностью, – долг мыслителя, который Бердяев пытался выполнить по мере сил и религиозно-философской зрелости.Прежде всего отметим ключевое, на наш взгляд, положение философии Н. А. Бердяева по вопросу равенства и неравенства: иерархия как принцип устройства мира и неравенство как предпосылка возникновения иерархии органичны, естественны и потому благотворны. Среди иерархических ступеней бытия философ особо выделяет национальность: она имеет свою «бытийственную индивидуальность» [Бердяев 1990: 94], и именно в утверждении индивидуальности каждой национальности – начало установления совершенного братства между людьми, все человечества. Как отдельная личность, так и национальность – конкретная индивидуальность, а человечество – «конкретная индивидуальность высшей иерархической ступени, соборная личность, а не абстракция, не механическая сумма» [Там же]. В этом восстании Бердяева против пустых абстракций, против абстрактного космополитизма выражается его вполне христианское чаяние полноты бытия – но не в угашении и угнетении всех различий и особенностей, а в их совершении. И вхождение каждого человека в организм-человечество возможно, по нему, лишь через национальность (но не «национальничанье» – то есть нарочитую демонстрацию национальной принадлежности); «отвлечённость» человека или отрицание его русскости, французскости, немецкости – попытка перескочить через ступень бытия в его иерархии, попытка бесплодная и обедняющая (похожее рассуждение находим в статье 1916 г. «Об оправданиях любви к Отечеству»). Мировая иерархия состоит из следующих врастающих друг в друга иерархий: личность, нация, человечество, космос, Бог. Особенно резко Н. А. Бердяев восстает против ложного всечеловечества с позиций рационалистического гуманизма в статье 1917 г. «Интернационал и единство человечества». Ошибочно, на его взгляд, само противоположение национального и общечеловеческого. Всеединство – это не упразднение наций, а их высшее утверждение. Общество – не упразднение качественных различий, а вхождение каждого человека в его призвание и в служение ближнему.