Средневековый феминизм. Кристина Пизанская и ее трактат «О граде женском»
Введение
Актуальность. Гуманизм хоть и возносил человека над природой, не торопился возносить женщин. Потому в их отношении сохранялись патриархальные средневековые взгляды. С XV века ситуация начинает меняться. Тот факт, что появляются феминистские утопии и труды свидетельствует о включении в проектирование общественного устройства интересов женщин как социальной общности, преобразование в той или иной степени гендерного порядка. В XX-XXI веках вопросы о равноправии, мультикультурализме стояли особенно остро. Сохранившаяся повестка актуализирует творчество Кристины Пизанской, которая обратилась к моделированию «града женского» в одноименной книге (1405).
Целью данного исследования является анализ смысла, сущности, природы и особенностей конструирования «града женского» Кристины Пизанской.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение2
Глава I. Отражение «женского вопроса» в творчестве кристины пизанской 6
Глава II. «О ГРАДЕ ЖЕНСКОМ» 14
§ 1. Замысел и сюжет
§ 2. Проблемное поле Града
§ 3. Утопичность «Града женского»
Заключение25
Список использованных источников и литературы26
Список использованных источников и литературы
Источники Pizan C. de. The Book of the City of Ladies. New York: Persea Books, 1982.
Боккаччо. О знаменитых женщинах. URL: http://boccaccio.rhga.ru/filosof/detail.php?ELEMENT_ID=9798 (дата обращения: 09.04.2023).
Де Лорис Гийом. Роман о розе. Перевод и комментарии И.Б. Смирновой. М., 2007.
Жалобы Матеолуса. URL: https://facetia.ru/node/33 (дата обращения: 10.04.2023).
Литература1) Абдуллабеков В.О. Представления о браке и брачности в Пизе начала XV века // Женщина, брак, семья до начала Нового времени: демографические и социокультурные аспекты. М., 1993. 2) Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.
3) Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века : очерки демографической истории Франции. М., 1991.
4) Елизарова Е.Ю. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской (1364–1430).
5) Косякова В. Философия: женский род. Кристина Пизанская. URL: https://www.colta.ru/articles/she/26009-filosofiya-zhenskiy-rod-kristinapizanskaya#:~:text=После%20Второй%20мировой%20войны%20новую,перо%2C%20дабы%20защитить%20свой%20пол (дата обращения: 08.04.2023).
6) Малинин Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV–XV вв. СПб., 2000.
7) Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
8) Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» (ХХ в.) // Вопросы философии. 2009. № 10.
9) Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов н/Д., 2004.
10) Суковатая В. Гендерный проект в русской утопии: феминистские интервенции // Культура культуры. URL: http://www.cult-cult.ru/gender-project-of-russian-utopia-feminist-interventions/ (дата обращения: 05.04.2023).
11) Успенская В.И. Благоразумное правление: политический идеал Кристины де Пизан. Тверь, 2014;
Эпоха Возрождения ознаменовала изменение в женском восприятии самих себя. Такое изменение самовосприятия, порожденное традициями новой культуры и породило женский интерес к книжной учености. Женское образование, постепенно распространявшееся начиная с XV века все глубже от высших слоев общества к нижестоящим, привело к появлению в культуре множества известных женских имен — имен создательниц философских трактатов и поэзии, певиц и музыкантов, художниц, ораторов. Былые предрассудки о женщинах, их стигматизация должны были быть подвергнуты серьезнейшему пересмотру.Французская писательница Кристина Пизанская часто сталкивалась с негативом на фоне половых различий со стороны мужчин. Именно это послужило толчком выступать в защиту женщин, породив цепную реакцию ее последовательницами в будущем. Кстати, к начатому ею диспуту с Жаном де Монтрейлем по поводу известного своей антиженской позицией «Романа о Розе» Жана де Мена, получившему название querelle de la Rose, восходит принятый сегодня в западной историографии термин, обозначающий весь «спор о женщинах» — querelle des femmes. Творчество же Кристины (также Кристина де Пизан, 1364-1430) больший отклик находит в умах зарубежного академического общества, нежели российского. Стоит отметить, что с каждым годом интерес иностранных авторов только растет. Изменения гендерного порядка, которые происходят по сей день актуализируют идеи Кристины о природе и социальном назначении мужчин и женщин.