Современные методы и приемы обучения истории в общеобразовательной школе
Введение
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие современного общества настоятельно требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающем мире и осознанно адаптироваться в нем. Мир вступил в информационную эпоху, для которой первостепенное значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях настоящего, так и о прошлом. Эта особенность социального бытия не может не затрагивать и сферу образования. Сегодня общество предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения. При этом само информационное пространство, в котором живут нынешние школьники, далеко не сводится к границам, очерчиваемым учебной литературой. Огромное влияние на детей и подростков оказывает телевидение, материалы периодической печати и, конечно, Интернет.
В наши дни образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняясь, реагируя на новые социальные явления.
Содержание
Введение 3
Глава I. Модель деятельностного подхода как составляющая методологической основы ФГОС 6
1.1. Понятия о методах и приемах обучения 6
1.2.Основные компоненты образовательного процесса при использовании системно – деятельностного подхода 10
Глава 2. Формы и методические приемы обучения в преподавании учебного исторического материала
2.1. Формы самостоятельной работы учащихся при системно – деятельностном подходе 13
2.2. Основные методы и приемы самостоятельной работы учащихся при системно – деятельностном подходе 15
Заключение 24
Литература 26
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 [ Электронный ресурс]URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110255 ( дата обращения 15.02.2023 г).
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - 145-201 с.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика М.: 2009. - 18 – 22 с.
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. -2013.- 123 с.
Данилов, А. Федеральный государственный стандарт общего образования как ресурс развития исторического образования/ А. Данилов // Вестник образования. 2010. – 13 с.
Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. -2013.- 30-39 с.
Деятельностно –ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».-2011. - 14-15 с.
Короткова М.В. Студеникин М.Т. . Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: Владос, 1999. – 68 с.
Кудрявцева, Н.Г. Системно –деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения //Справочник заместителя директора.-2011. 13-27 с.
Манданова Елена Семеновна. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся 5-6 классов : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007. - 217 с.
Методология преподавания каждого школьного предмета создается позже, чем начинается его изучение. Вопрос о методе привлекает внимание, когда возникает необходимость проанализировать методы обучения, чтобы понять и улучшить их.На протяжении многих лет традиционная цель школьного образования заключалась в овладении системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников была загружена многочисленными именами, фактами, понятиями. В настоящее время гораздо более значимыми являются знания, как добывать информацию, интерпретировать ее, создавать новую. И то, и другое, и третье является результатом деятельности, а деятельность представляет собой решение задач.Изменения, происходящие в современном обществе, требуют быстрого осмысления и совершенствования образовательного пространства. Требуют постановки целей образования, которые учитывают личностные, общественные, государственные потребности и интересы. В связи с этим ведущим направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, который положен в основу стандартов нового поколения, определяет важнейшие результаты обучения и воспитания и формирует инструментарий проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся[ 17, с. 193].