Русские монастыри и монашество в xiv – xv вв
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена изучению православного монашества и монастырей. История России и история монашества тесно переплетены. Монастыри были не только местами поклонения Богу и святым, но и твердынями суверенитета, государственными крепостями, тюрьмами, очагами культуры и просвещения. В монашестве люди видели «свет миру», пример совершенства христианской жизни, раскрытый в Евангелии. Святая и возвышенная христианская жизнь иноков, создавших традицию исихазма, привлекала внимание людей, стремящихся к духовным подвигам для спасения бессмертной души. Трудно найти человека, который бы не слышал об обособленной жизни монахов и не видел их, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях. Возрождение православных социальных форм россияне воспринимают как возрождение национальных и традиционных ценностей, как нравственное оздоровление общества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
Раздел 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНОЧЕСКИХ ОБИТЕЛЕЙ НА РУСИ ДО XV ВЕКА……………………………………………………………
История монашества на Руси с 988 года и до XIII века…………………
Особенности монашества на Руси XIV – XV веков……………………..
Раздел 2. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО
РОЛЬ В ВОЗРАЖДЕНИИ РУССКОГО МОНАШЕСТВА
XIV - XV ВЕКОВ………………………………………………………………..
Раздел 3. МОНАСТЫРСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
XIV - XV ВЕКАХ………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. - М.Л., 1950. № 12. - 33–37 с.
Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым / [пер. с славян.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиеева Лавра, 1908. - 127 с.
Памятники Куликовского цикла/Под ред. Б.А. Рыбакова и В.А. Кучкина. - СПб, 1998.
ПСРЛ. (Полное собрание русских летописей) Т. 15. Ч. 1. - М., 2000. Стб. 105–106.
Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного Исторического музея. М. 1980 г.
Литература
Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. - М.: Наука, 1990. - 72 с.
Анишина А.П. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня мужской монастырь // ПЭ. Т. 14. - М., 2007. - 719 с.
Бобров А.Г. Предисловие. / Охотина-Линд Н.А. «Сказание о Валаамском монастыре». Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб, «Глаголъ», 1996. - 246 с.
Василенко Н.П. Монашество и монастыри в России / Монашество // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 2. - 161 с.
Гладкая М. Символы в камне // Владимир. Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: Золотые ворота, 1995. - 190 с.
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1: Период первый, Киевский, или домонгольский. М., 2002. - 559 с.
Казанский П.С. История Православного монашества на Востоке. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Паломник, Воскресение, 2000. – 422 с.
Камкин А.В. Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера // Русская культура на рубеже веков: Русское поседение как социокультурный феномен. - Вологда: 2002.- 424 с.
Во XIV - начале XV века по личной инициативе основателей значительно увеличивается число монастырей, начинается процесс «монастырской колонизации», движение пустыножительт[1], отшельничества подвижников. Эти явления привели к внутреннему освоению земель Северо-Восточной Руси и основанию множества «пустынь»[2]. Основатели монастырей призваны были служить обществу и приносить ему просвет и благоденствие: обучали подопечных, проводили проповеди и посвящали молитвами время праздников.
В XIV веке большинство русских монастырей приняли строгие правила и практиковали активное монашество. Это связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, архипастырской поддержкой его со стороны святителя Алексия митрополита Московского и благословения Константинопольского Патриарха Филофея, что позволило подвижнику осуществить реформу, связанную с возрождением общежительного устава. Для древнерусского монашества «образ подвижника имел гораздо больше значения, чем само подвижничество»[3].
Возрождение монашества совпало с национальным возрождением Руси, преодоление ордынского ига. Жизнь в монастырях существенно изменился:
- Созданные новые монастыри основывались на общежительных принципах, а в старых - общежительство вводилось или возобновлялось (напр., в псковском Снетогорском монастырe). Возникали монастырские приходы, что изменяло характер связей с миром.
- Изменилось местоположение новых монастырей, стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, в лесистой или заболоченной и труднодоступной местности. Это обеспечивало освоение Севера и Сибири.
[1]Пустынью на Руси называли уединенное место, вдали от городов и сел, чаще всего это был дикий лес.
[2] Любавский М.К. Историческая география России СПб.: Лань, 2000.С.132 .
[3] Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность (988-1917) Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни). / История Русской Церкви. Приложение. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 1999. С.49.