Сущность технологии оценки качества профессионального образования, включающей следующие структурные компоненты: объекты, субъекты, базы, методы и средства оценки
ВВЕДЕНИЕ
Вступление России в Болонский процесс, глобализация жизнедеятельности мирового сообщества ставит перед отечественным образованием вопрос повышения качества подготовки специалистов и соответствия их уровню интернационального рынка труда. Эта задача как важнейшая нашла свое отражение в Концепции модернизации отечественного образования.
Повысить качество образования в нынешних условиях требует улучшения всех уровней образовательной сферы, в том числе и ПО. Вопросы качественного обновления ПО в последнее время многократно обсуждались на различных совещаниях. Правительство активно занимается реформированием системы образования в целом и профессионального образования в частности.
В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таких, как:
а) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности;
б) высокая компетентность педагогических работников и
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретический анализ оценки качества профессионального образования 5
1.1 Характеристика понятия «качество образования» 5
ГЛАВА 2 Сущность технологии оценки качества профессионального образования 7
2.1 Система внешних и внутренних оценок качества профессионального образования 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.Н., Самойленко П.И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. - 2003, №7. - С. 19-21.
2. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография - Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. - 256 с.
3. Болотов В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22 - 31.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Давыдова H. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2. - С.5 - 8.
6. Звонников В.И. Качество образования, или кое-что новое о вечной проблеме / В.И. Звонников // Высш. образование сегодня. - 2009. - № 8. - С. 26-31.
7. Зорина, Ю. П. Актуальные вопросы качества профессионального образования / Ю. П. Зорина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2575/ (дата обращения: 22.04.2023).
8. Зуев В.М., Новиков П.Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 1999. -80 с.
9. Калицкий Э.М. Научные основы управления качеством профессионального образования. Минск, 2001. - 85 с.
10. Контроль качества и содержания высшего образования со стороны работодателей // Ректор вуза. - 2006. - № 9. - С. 6 - 10.
11. Концепция управления качеством образования: Монография. // Под ред. Е.К. Афиногенова. - Саратов, 2005. - 184 с.
12. Матвеева C.B. Контроль качества как инновационная культура профессионального образования /C.B. Матвеева // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26 - 29.
13.Новиков А.М., Новиков Д.А.
Далее, сущность технологии оценки качества ПО подразумевает под собой подразделение на оценки качества образования внешней среды (оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Внешние оценки. Следует выделить субъекты/объекты, являющиеся потребителями профессиональных образовательных услуг. Их четыре: личность, общество, производство и сама система образования (поскольку человек может пойти учиться на образовательную программу следующего уровня, лишь завершив одну из образовательных программ предыдущего уровня). Каждый из перечисленных субъектов дает свои оценки качества образования:
Личность (в т.ч. родители, семья):
–удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым (или не получаемым) образованием – уровнем осваиваемой образовательной программы качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т.д.;
–удовлетворенность/неудовлетворенность полученным (или не полученным) о