Олигополистическая конкуренция в отрасли
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития рынка олигополия заслуживает пристального внимания со стороны общественности, в частности органов антимонопольного законодательства. Когда на практике господствует несколько фирм в отрасли, то такие рынки называют олигополистическими. Олигополии – это такие рынки, при которых в отрасли доминирует несколько продавцов, вхождение новых игроков затруднено. Для олигополии главную роль играет поведение фирм-олигополистов и их ответная реакция на изменения объема продаж или выпускаемого объема продаж. Олигополисты понимают свою взаимозависимость, поэтому реакция, ожидаемая продавцом от конкурентов в ответ на изменение цены или количества выпускаемой продукции, является основным моментом в изучении олигополистической конкуренции. В этом видится актуальность изучаемой темы.
Несмотря на важнейшую роль олигополий, те проблемы, которые возникают в результате ценовых войн фирм-олигополистов, оказывают негативное воздействие на благосостояние общества. Рыночн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ ФИРМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Понятие олигополии, модели стратегического взаимодействия фирм на отраслевом рынке 5
1.2 Показатели концентрации и распределение рыночных долей фирм ...15
2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ ФИРМ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ 21
2.1 Характеристика олигополистической конкуренции на примере рынка сотовой связи 21
2.2 Динамика развития олигополистической конкуренции на примере рынка сотовой связи 25
2.3 Перспективы развития олиполистической конкуренции в российской экономике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верещагин, А.А. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов в условиях олигополистической структуры рынка [Текст]: автореф. дис. канд. эконом. наук / А. А. Верещагин; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2010. – 27 с.
2. Ворст, Й. Экономика фирмы [Текст] / Й. Ворст, П. Ревентлоу. – Москва: Высш. шк., 1994. – 271 с. – ISBN 5-06-003265-5.
3. Герасимов, Б.И. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб. пособие [Текст] / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – 2-е изд., стер. – Тамбов: ТГТУ, 2009. – 232 с. – ISBN 978-5-8265-0839-8
4. Джабраилова, Н. Д. Влияние цифровизации на развитие бизнеса [Текст] / Н. Д. Джабраилова // Журнал прикладных исследований. 2023. №1.
5. Дмитриев, К.В. Особенности развития отрасли сотовой связи [Текст] / К. В. Дмитриев, Е. С Силова // Вестник ЧелГУ. – 2021. – Т. 6 (452). – С. 233-241.
6. Иванова, С.П. Измнения в цифровой экономике и ее влияние на общество [Текст] / С.П. Иванова, А.И. Мясоедов // Экономика. Социология. Право. 2023. №1 (29).
7. Кислицын, Е. В. Принципы построения агентной имитационной модели олигополистического рынка операторов мобильной связи [Текст] / Е. В. Кислицын // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2017. – Т.3-1. – С.186-195.
8. Консолидированная финансовая отчетность [Электронный ресурс]: Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации». – 2021. – URL: https://static.beeline.ru/upload/images/PJSC_VimpelCom_IFRS_FS_12m2021_Russian.pdf
9. Консолидированная финансовая отчетность [Электронный ресурс]: Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации». – 2020. – URL: https://static.beeline.ru/upload/images/PJSC_VimpelCom_IFRS_FS_12m2020_Russian.pdf
10. Консолидированная финансовая отчетность [Электронный ресурс]: Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации». – 2020. – URL: https://static.beeline.ru/upload/contents/297/PJSC%20VimpelCom%20IFRS%20FS%2012m2017_Russian.pdf
Самым простым показателем концентрации является число фирм на рынке X. Чем больше производителей действует на рынке, тем более сильной будет концентрация между ними и, следовательно, ниже уровень концентрации на рынке.
Однако этот показатель не всегда точен. На некотором рынке число фирм может быть невелико, например, 10 компаний, однако все они обладают примерно одинаковой рыночной долей рынка и активно конкурируют между собой. На другом рынке число фирм значительно больше, например, 25 компаний, однако три из них являются наиболее крупными фирмами, которые доминируют в отрасли, и на решения которых ориентируются другие участники рынка. Поэтому число фирм на рынке не может быть надежным показателем для выявления экономической концентрации.
Индекс концентрации. Данный индекс определ