К вопросу преподавания «культуры речи» как учебной дисциплины в контексте реформирования системы образования
Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости расширения диапазона изучения дисциплины «Культура речи» в целях формирования выпускников военного вуза как носителей полнофункционального (элитарного) типа речевой культуры. Обращается внимание на преобладание в традиционном содержании обучения языкового нормативного аспекта. Рассматривается возможность использования материалов, направленных на формирование профессионально-этических качеств будущего офицера. Предлагается схема поэтапного изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в целях непрерывного языкового образования курсанта.
Ключевые слова: культура речи; нравственное воспитание; профессионально-этические качества; образцовая языковая личность
Содержание не найдено
Список литературы
1. Иванова Н.Н. Особенности речи студентов современного вуза // 2007 год – год русского языка. Философия и филология русского классического текста : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.
2. Проценко Б.Н. Русский язык: пособие-репетитор. Т. 1. Ростов н/Д., 1997.
3. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 35–44.
Безусловно, включение курса «Русский язык и культура речи» в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ - это необходимая мера. В основу стандарта нового поколения положен компетентностный подход (по словам Н.А. Селезневой, с помощью данного подхода «высшему образованию может быть сообщено новое свойство – опережающий характер, предвосхищающий эволюцию общества» [3]); теперь студенты всех специальностей изучают дисциплину «Русский язык и культура речи». Это вызвано тем, что абитуриенты, как правило, имеют невысокую языковую культуру и не владеют навыками грамотного письма [1].
Однако, как нам кажется, необходим пересмотр объема преподаваемой дисциплины