Влияние виртуальных сетей на старших школьников

Дипломная работа, в которой проведено эмпирическое исследование деструктивного влияния виртуальных сетей на старших школьников, угрозы возникновения проб химической зависимости у старших школьников, проведена математико-статистическая обработка и интерпретация полученных результатов.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.08.2022
Объем файла
458 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Влияние виртуальных сетей на жизнь старшеклассников сегодня проявляется во многих формах и уходит своими корнями в различные сферы деятельности. Следует также отметить, что Интернет оказывает влияние на образ жизни старшеклассников, предоставляя им возможность заниматься различными видами социальной деятельности. Длительное пребывание и осуществление социальной активности в рамках виртуальных сетей приводит к киберсоциализации пользователей, изменению их мировоззрения, появлению новых жизненных приоритетов и интересов. Эти характеристики виртуальных онлайн-сообществ определяют их влияние на старшеклассников, которые составляют большинство онлайн-пользователей.

Развитие информационных технологий, широкое их использование людьми во всех сферах жизни наряду с новыми возможностями несут с собой и новые угрозы. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 7

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА УГРОЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12

1.1 Понятие и признаки деструктивного влияния виртуальных сетей старших школьников 12

1.2 Причины возникновения проб химической зависимости у старшеклассников 21

1.3 Механизмы формирования деструктивного влияния виртуальных сетей на угрозы проб химической зависимости 25

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРУТАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА 34

2.1 Процедура и методы исследования, характеристика образовательного учреждения 34

2.2 Описание психодиагностических методик 37

2.3 Выводы по второй главе 43

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА УГРОЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46

3.1 Основные направления профилактики деструктивного влияния виртуальных сетей на старших школьников 46

3.2 Формы и методы профилактики деструктивного влияния виртуальных сетей на старших школьников 51

3.3 Критическое мышление как основной инструмент профилактики деструктивного влияния виртуальных сетей на старших школьников 58

3.4 Выводы по третьей главе 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Список использованных источников

  1. Алексеева А.А. Исследование текстов в социальной сети «ВКонтакте» в лингводидактическом аспекте // Лингвокультурология. – 2014. – №8. – С. 6-10.
  2. Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения : системный подход / В. В. Аршинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 414с.
  3. Бабенко В.С. Виртуальная реальность / В.С Бабенко // Толковый словарь терминов - СПб.: Магадан, 2012. - 86 с.
  4. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
  5. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
  6. Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет.[Электронный ресурс]: http://www.ifap.ru/library/book331.pdf
  7. Безопасность детей в сети Интернет. Правила поведения и роди-тельский контроль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.sovets.ru/safe/7383.htm
  8. Безопасность детей в Интернете URL: http://www.microsoft.com/rus/childsafety
  9. Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт. [Электронный ресурс]: http://ideti.org/
  10. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности / Е.А. Бирюкова // Язык. Словесность. Культура. – 2014. – № 6. – С. 75-98.
  11. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
  12. Богдан М.С. Психологические особенности общения зависимых от социальных сетей / М.С.Богдан // Психология и социология: проблемы практического применение. Материалы международной научно-практической конференции (г. Киев, 14-15 марта 2014). – Херсон: Издательский дом «Гельветика», 2014. – 116 с.
  13. Богомолова А.Е. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. Дис. канд. пед. науки: 19.00.01 / А. Е. Богомолова; Моск. город. пед.ун-т. М., 2015. 25 с.
  14. Брюн Е.А., Цветков А.В. Практическая психология зависимости Е.А. Брюн, А.В. Цветков. – М.: Наука, 2014. – 290 с.
  15. Бубнова А. Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся // Воспитание школьников. 2018. No 8. – с. 14-20.
  16. Варданян Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности / Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 7. с. 127–132.
  17. Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторинга / В. Д. Винник // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
  18. Гайдученко О. А. Факторы Формирования Стрессоустойчивости в период ранней юности [Электронный ресурс] / Научное сообщество студентов XXI столетия // Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч. - практ. конф. No 1(38). Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf
  19. Груздева К. Н. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. I Междунар. студен. науч.-практ. конф, 22 фев. 2018 г. / [сост. Т.Ю. Морозова]. М., 2018. с. 488-491.
  20. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
  21. Есенкожа Е.М., Касен Г.А. Психолого-педагогическая профилактика интернет-аддикций на ос­нове формирования медиаграмотности учащихся подростковых классов» // Развитие технологий здоро­ввьесбережения в современном обществе / материалы международной студенческой научно-практиче­ской конференции/ ответственный редактор: Л.К. Тропина. – Екатеринбург: Издательство: Уральский федеральный университет, 2015, с. 323-352.
  22. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. 2015. №. 4 (33).
  23. Ерышев, О. Ф. Химические и нехимические зависимости / О.Ф. Ерышев. - М.: СпецЛит, 2018.851 c.
  24. Ефимова, Л. Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт / Л.Л. Ефимова, А С. А, Кочерга. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 240 c.
  25. Заморский В.В. Роль социальных сетей в ценностной трансформации молодежи / В.В. Заморский // Ист., Философ., Полит. и юрид. науки, культурология и Искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2013. - № 5/2. - С. 60-63.
  26. Здоровье и безопасность подростков в сети Интернет. Комплект плакатов с методическим сопровождением. ФГОС. - М.: Учитель, 2018. - 768 c.
  27. Ивашнова С. В. Использование социальных сервисов и социальных сетей в образовании / С. В. Ивашнова // Научные записки НГУ им. Гоголя. психолого педагогические науки. - 2012. - № 2. - с. 15-17.
  28. Иванова Т. Психологический портрет пользователя социальных сетей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://2012god.ru/psixologicheskij-portret-polzovatelya-socialnyx-setej/
  29. Илюк, Р.Д. Агрессивное поведение и гнев в структуре зависимостей от различных ПАВ. [Текст] / Р.Д. Илюк, Д.И. Громыко, Е.В. Ильюшкина, И.В.
  30. Берно-Беллекур // Психическое здоровье. – 2012. – № 12. – С.118-127.
  31. Кагарманова А. И. Профилактика зависимости от социальных сетей у подростков // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., М., РУДН, 21-22 апр. 2016 г. : в 2 ч. М., 2016. Ч. 1. С. 638-641.
  32. Казарин О.В., Скиба В.Ю., Шаряпов Р.А. Новые разновидности угроз международной информационной безопасности. Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2016;1(3):54-72.
  33. Как защитить ребенка от негативного контента [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://libr-sch-2.moy.su/publ/iz_opyta_raboty _bibliotekarja/v_pomoshh_uchitelju/kak_zashhitit_rebenka_ot_negativnogo_kontenta/33-1-0-814
  34. Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порожда­ющее взаимодействие. // Образование личности. – 2017 - № 1. – с. 12-17.
  35. Калинина Н.В. Профилактика интернет-рисков в образовательной среде // Социальная педа­гогика в современных практиках: Сборник научных статей VII Международного симпозиума. 21-23 мая 2017г. / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т.Щелина. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – с. 142 – 149.
  36. Клименко А. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / А. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб .: Реноме, 2012. – с. 405-407.
  37. Козлов, А. А. Политика государства по противодействию наркотизации населения / А.А. Козлов. - М.: ЭкоПресс, 2017. - 368 c
  38. Козлова Н.П. Негативное влияние социальных сетей на формирование личности / Н.П. Козлова, Э.Я. Гаджалиева // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 23. с. 33–36.
  39. Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависи­мости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. – №24. – с. 970-973.
  40. Корнилова А. В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук : тез. II Междунар. студен. науч.-практ. конф, 21 февр. 2019 г. М., 2019. с. 295-299
  41. Кочерга, Светлана Александровна Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Кочерга Светлана Александровна. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 381 c.
  42. Кошель А. И. Основные направления в изучении межличностных отношений у детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Гуманитар. науч. исслед. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/10/4109
  43. Крылова Н. Н. Диагностика структуры самоотношения студентов // Культурное и историческое наследие в образовании и науке : Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. Пенза : Изд-во Пенз. филиала РГУИТП, 2013. с. 99-103.
  44. Крылова Н. Н. Самоотношение как компонент в структуре саморегуляции учебной деятельности студентов // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. No 2. с. 30-34.
  45. Кучма, В. Р. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева. - М.: Просвещение, 2013. - 224 c.
  46. Левченко, А.О. Дети онлайн: опасности в сети / А.О. Левченко. - М.: Эксмо, 2015. - 160 c.
  47. Любимов А. Н. Влияние социальных сетей на школьников // Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования : сб. науч. ст. по материалам Науч.-практ. конф., посвящ. юбилею В.В. Рябова (г. Москва, 19 октября 2017 г.)М., 2018. с. 148-153
  48. Малиновская М. А. Потенциальные риски для детей и подростков в интернет-среде: анализ проблематики и профилактика интернет-аддикций // Информатика и образование. ИНФО. 2018. No 5. с. 31-34.
  49. Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО). М.: Директ-медиа, 2014. 536 с.
  50. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
  51. Маннинг К.Д., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014.
  52. Матусевич А.А. Актуальная лексика социальных сетей как отражение развития интернет-технологий // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – №7. – С. 74-79
  53. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
  54. Международный опыт в области защиты детей от нежелательной информации в интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/23475/
  55. Межличностные отношения [Электронный ресурс] /psyera.ru. – Режим доступа: http://psyera.ru/2811/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy
  56. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения Флинта, МПСИ 2014 158 с.
  57. Морозова А.А. Проблемные моменты коммуникативного взаимодействия в социальных сетях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №26. – С. 76-80.
  58. Москаленко, В. Д. Зависимость. Семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 360 c.
  59. Мурсалиева, Г.Ш. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в интернете / Г.Ш. Мурсалиева. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 320 c.
  60. Невесенко Е.Д. Веб-форум как способ осуществления социальных связей и отношений в сфере HoReCa // Молодежь и наука XXI века: экономика и управление в сфере услуг: Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции 23-26 апреля 2012 г. – СПб., СПбГУСЭ, 2012. с. 308-312 (материалы конференции, 0,3 п.л.).
  61. Невесенко Е.Д. Особенности влияния интернет-сообществ на развитие общества // Седьмые Ковалевские чтения: Материалы научно-практической конференции 15-16 ноября 2012 г. – СПб., СПбГУ, 2012. С. 1192-1202 (материалы конференции, 0,6 п.л.).
  62. Невесенко Е.Д. Научное интернет-сообщество: специфика и значимость для научной сферы // Информационные технологии в сервисе: Сборник материалов Ш Международной научно-практической конференции 18-19 октября 2012 г. – СПб., СПбГУСЭ, 2012. с. 247-249 (материалы конференции, 0,2 п.л.).
  63. Невесенко Е.Д. Социологические методы исследования интернет-сообществ //Вопросы сервиса и экономики. 2012. №3. С. 67-77 (статья, 0,7 п.л.).
  64. Невесенко Е.Д. Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы // Молодой ученый. 2011. №8(31). с. 88-92 (статья, 0,4 п.л.).
  65. О защите детей от опасной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/208510/
  66. О защите детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--b1afa5ahn1h.xn--80asehdb/
  67. Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slideum.com/doc/1624163/%20obespechenie-zashhity-detej-ot-negativnoj-informacii-v-seti
  68. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
  69. Овчинникова И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) / И.Г. Овчинникова // Вестник Пермского университета. серия: Политология. - 2013. - № 2. - с. 143
  70. Онищенко А. С. Социальные сети как фактор развития гражданского общества: [монография] / [А. С. Онищенко, В. Н. Горовой, В. И. Попик и др.]; НАН Украины, Нац. б-ка Украины им. В. И. Вернадского. – М., 2013. – 220 c.
  71. Охапкина Е.П., Охапкин В.П. Подходы к кластеризации групп социальной сети. Компьютерные исследования и моделирование. 2015;7(5):1127-1139.
  72. Павлова О. В. Возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней взрослости. СПб., 2013. 23 с.
  73. Палий С.В. Социальные сети как средство коммуникации электронного обучения. / С. В. Палий // Управление развитием сложных систем. – 2013. – Вып. 13. – с. 152-156.
  74. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch / Е.Д. Патаракин // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2013. – т.16. – № 2. – с. 505-528.
  75. Петренко В.И. Защита персональных данных в информационных системах: учебное пособие [Текст] / В.И. Петренко. – Ставрополь, уч. высш. обр. «Сев. Кав. ун-т», 2016 год. – 65 с.
  76. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
  77. Садыгов Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей / Т.С. Садыгов // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №3 (10). – с. 192-194.
  78. Склярова Т. В. Психология юности [Электронный ресурс] / Т.В. Склярова / Образовательный портал «Слово». - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44009.php
  79. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. с. 105–114.
  80. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
  81. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 
  82. Сушко В.А. Метод социометрии и анализ социальных сетей: Учебное пособие. М.: «КДУ», «Университетская книга». 2017.
  83. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
  84. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html?utm_source=rg.ru&utm_medium=offline&utm_campaign=back_to_online
  85. Филип Дж. Флорес Групповая психотерапия зависимостей – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014 – 736 с.
  86. Хлестова Д.Р., Попов К.Г. Защита детей от интернет-угроз [Текст] / М.: Омега Сайнс, 2016. – 90-92 с.
  87. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
  88. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
  89.  
  90. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
  91. Шабалина В.В.  Зависимое поведение школьников. – СПб.: Медпресса, 2012. – 180 с.
  92. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
  93. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных си-стем и сетей: учебное пособие [Текст] / В.Ф. Шаньгин. – М.: Форум, 2014. – 702 с.
  94. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.
  95. Шелягина, Е. Дети «В сети» [Текст] / Е. Шелягина // Дела больничные. –2013. – №12(166). – Режим доступа http://www.okb1.ru/UPLOAD/user/file/gazeta/2013-12.pdf
  96. Экман. П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 240 c.

Основное значение профилактической работы со старшеклассниками состоит в формировании и создании способов получения от них средств на разработку тестов на химическую зависимость. Индивидуальные качества и социальные знания могут выступать в качестве такого ресурса, предоставляя средства для борьбы с деструктивным воздействием виртуальных сетей.

Создание подушки безопасности для старшеклассников к разрушительному воздействию виртуальных сетей может быть осуществлено с использованием научных методов.

Информационно-образовательный доступ. Этот подход включает информационную подготовку старшеклассников к взаимодействию с вирусными сетями, устойчивое формирование знаний о деструктивном воздействии виртуальных сетей, способах защиты от деструктивного воздействия виртуальных сетей, осознание неблагоприятных последствий бесконтрольного использования виртуальных сетей.