Совершенствование свободных экономических зон России
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Российская Федерация сталкивается с целым рядом политических и экономических проблем: нестабильная международная обстановка, экономические санкции, волатильность нефтяного рынка и, как следствие, неустойчивый курс российской валюты, необходимость участия в военных конфликтах и обеспечение внутренней безопасности в связи с увеличением роли международного терроризма. Решение всех этих и многих других проблем требует колоссальных финансовых ресурсов. Помимо этого, Россия - социально-ориентированное государство, что влечет за собой дополнительные расходы, а в условиях стабильно низких цен на нефть увеличить доходы бюджета «традиционным» сырьевым способом не представляется возможным, именно поэтому вопрос диверсификации экономики становится все более острым.Уже запущена программа импортозамещения, действующая с 2014г. и уже приносящая определенные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности свободных экономических зон
1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.2. Особенности форм и механизмов развития свободных экономических зон в РФ
1.3. Нормативно-правовое регулирование свободных экономических зон в РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободных экономических зон в России на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании
2.3. Место АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» среди свободных экономических зон РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РФ
3.1. Проблемы развития свободных экономических зон в РФ
3.2. Основные направления развития АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»
3.3. Эффективность внедрения предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 N 76-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны»
Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 275 с.
Басенко А.М. Функции свободных экономических хон в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Дис. д.э.н. 08.00.14. – Ростов-на Дону, 2017. – 341 с.
Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2021. Выпуск 5 / под ред. А.В. Шпиленко, В.И. Зверков, А.Н. Козловский. – М.: АКИТ РФ, 2021. – 265 с.
Васильева И.И. Территории с особым статусом в экономической системе страны // Oeconomia et Jus. - 2019. - № 1. - С. 1-6
Веселова Э.Ш. «Алабуга»: Особый опыт особой экономической зоны // ЭКО. - 2019. - №1(487). - С. 47-54
Газдиев И.И. Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - № 4. - С. 22-27
Гайнутдинова Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») / Г. Г. Гайнутдинова // Молодой ученый. - 2019. - № 10. С. 96–97
Гилева И.С. Инструменты территориального развития и привлечения инвестиций на примере особых экономических зон и территорий опережающего развития в РФ // Вопросы управления. - 2020. - № 38. - С. 106-115.
Громов В.В. Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в российской Федерации // Экономическое развитие России. - 2022. - № 25. - С. 25-32.
Евстафьева А. Х. Развитие особых экономических зон в условиях обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. – 2021. - №4-5 (58-59). – С. 225-2
Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют собой территории, которые географически разграничены и в которых государство с помощью различного рода стимулов содействуют промышленной деятельности страны [36, с. 126]. Такими стимулами чаще всего становятся налоговые и нормативные послабления, а также создание готовой для осуществления бизнеса инфраструктуры.Термин «особые экономические зоны» появился не так давно и пришел на смену терминам «свободные экономические зоны» и «зоны свободной торговли». В большинстве источников, как отечественных, так и зарубежных, чаще всего встречаются именно эти термины. В связи с этим возникает проблема с разграничением и последующим использованием терминов.Данный вопрос об определении основного и единственного термина приводит ко многим недоразумениям. Так, по подсчетам специалистов на 2020 год существует более 82 терминов для обозначения экономических зон с особыми условиями для бизнеса [7, с. 1].Добавляет сложностей тот факт, что даже внутри одной страны и в законодательстве, и в публицистических работах могут использоваться сразу несколько терминов.В связи с многообразием терминов инвесторам становится сложным понимать специфику заявленной экономической зоны, ее условия и функции, а также провести сравнительный анализ. Таким образом, приток иностранных инвестиций в страну, где находится экономическая зона, не увеличивается.Учитывая сложившуюся проблему, ЮНКТАД в своем докладе об особых экономических зонах предлагает принять за основной данный термин [4, с. 45]. Однако, примут ли все страны такой термин и возьмут ли его за основу при изменении своего законодательства, остается неизвестным.