Роль кодов культуры в национальной идентификации. Языковые воплощения кодов культуры
ВВЕДЕНИЕ
Каждая культура имеет свою особенность и свой код. Культурные коды любой страны не стоят на месте, а развиваются, испытывают влияние других культур. И хотя различные культуры имеют давнюю историю, представления о их кодах начало складываться недавно.
Тема культурного кодирования активно разрабатывается в лингвокультурологии и этнолингвистики.
Проблемам исследования культурных кодов посвятили свои работы такие ученые: Аванесова Г.А. [1], Красных В.В. [4,5,6], Худолей Н.В. [9] и зарубежные ученые, такие как Карбо Д [10], Кобли П [11], Кассирер Э [3] и др.
Актуальность данной темы состоит в тщательном изучении культурных кодов в национальной идентификации, а также в выявлении языковых кодов культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал данного исследования можно использовать на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИПонятие культурного кода и его и
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования культурных кодов в национальной идентификации 4
1.1. Понятие культурного кода и его идентификация в работах ученых 4
1.2. Функциональная роль кодов культуры в культурной практике 5
2. Языковые воплощения кодов культуры в английском и русском языках (на материале пословиц разноструктурных языков) 7
2.1. Англоязычные культурные коды 7
2.2. Культурный код русского языка 8
Заключение 9
Научная литература 10
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г.А., Купцова И.А. Коды культуры: понимание сущности, функциональная роль в культурной практике // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. статей по материалам XLVII международной научно-практической конференции, 2015. – № 4(47). – С. 28 – 37.
2. Гудков Д.Б. Единицы кодов культуры: проблемы семантики // Язык, сознание, коммуникация, 2004. – № 26. – С. 39 – 50.
3. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2 Мифологическое мышление. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001. – 280 с.
4. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М.: Гнозис, 2003. – 375 с.
5. Красных В.В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация, 2001. – № 19. – С. 5 – 21.
6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
7. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 167 с.
8. Толстая С.М. К понятию культурных кодов // СПб., 2007. – С. 23 – 31.
9. Худолей Н.В. Классический текст культуры как система коммуникативного кодирования: дисс. … канд. культурологии. Красноярск, – 2016. – 245 с.
10. Carbaugh D. Cultural discourse analysis: communication practices and intercultural encounters. Journal of Intercultural Communication Research, 2007. – №36(3). – P. 167 – 182.
11. Cobley P. Codes and Interpretation in nature and culture. Dordrecht: Springer: Dordrecht, 2016. – P. 75 – 90.
В вербальном общении они предстают в виде предписаний, рекомендаций, заповедей, законов и др.).
Выделяют следующие функции культурных кодов:
Регулятивная функция. Культурные коды – упорядоченное множество взаимосвязанных предписаний, ограничений, стандартов и установок по отношению к различным видам деятельности [...], центральное звено которых составляет множество знаков (символов), смыслов и их комбинаций» [1, с. 34].
Репрезентация еще одна из основных функций. Можно утверждать, что в принципе все что угодно (любая сфера бытия) может быть знаком/кодом чего угодно (любой иной сферы бытия). Так, на российских денежных знаках изображаются архитектурные сооружения, на белорусских – дикие животные, на японских – пейзажи, на банкнотах других стран мира – исторические личности, аборигены, спортивные состязания, техника и многое другое. Денежный номинал может обозначаться рисунками любой тематики; надо лишь установить соответствующую конвенцию.
Раньше, у некоторых предме