Изучение уровня развития языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций обучающихся основной школы для детей с тяжелыми нарушениям речи

В данной статье определены критерии оценок качества выполнения учениками диагностических заданий. Охарактеризованы уровни речевого развития с учетом сформированности знаний, умений и навыков учащихся по соответствующим разделам коррекционно-лингвистического курса.
Author image
Denis
Тип
Статья
Дата загрузки
20.08.2022
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
14
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

    Аннотация. Современный этап совершенствования обучения характеризуется направленностью на развитие школьника как личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах. Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является развитие языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций обучающихся.
     Серьезным препятствием на пути формирования развитой языковой личности обучающихся основной школы являются тяжелые нарушения речи. У обучающихся старших классов с ТНР  при правильно организованной коррекционной работе  на I ступени обучения, уровень речевого развития обучающихся приближается к условной норме.   Однако, как свидетельствуют исследования ученых, учащиеся, имеющие те или иные отклонения в развитии,  и на II  ступени обучения сохраняют в самостоятельной речи  (как в устной, так и в письменной) лексические и грамматические ошибки, которые свидетельствуют прежде всего о том, что школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности.

 

Содержание не найдено

Список литературы
Васильева В.В., Пищева Г.Н. Разноуровневые задания по русскому языку. 5 класс. – Ростов н/Д, Феникс, 2003.- 352 с.
Гостева Ю.Н. Поурочные разработки. 6 класс. – М., Дрофа, 2004.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. -Айрис-пресс, 2008, 96 с.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-мет. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: В 4 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. - 160 с.
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языrу: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2007. -160 с.
Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2006.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.Н. Яковлевой. СПб.: КАРО, 2009. - 208 с.
Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 2004.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». - М., 2003.
Прищепова И.В. Диагностика дизорфографии у младших школьников. – КАРО, 2010.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы); Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР.— М.; Педагогика, 2004. — 192с.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2006. – С. 87-98
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушения речи у детей. – М., 2003.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Просвещение, 2009.
Цыбулько И.П. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.-(Работаем по новым стандартам).

По результатам тестирования дети были условно разделены на 4 группы по степени сформированности знаний, умений и навыков по разделу «Орфоэпия».
1 группу составили дети с уровнем неудовлетворительного овладения знаниями, умениями и навыками, набравшие по результатам теста 7 баллов и ниже из возможных 14. В неё вошли 3 учащихся, что составляет 15 % от общего числа детей.
Во 2 группу вошли учащиеся, у которых уровень сформированности знаний, умений и навыков по разделу «Орфоэпия» был определён нами как уровень удовлетворительного овладения знаниями, умениями и навыками. Они набрали по результатам теста 8 - 9 баллов из возможных 14. Эту группу составили 15 человек (75 % от общего числ

Похожие работы