Формирование творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр
Введение
Происходящие сегодня преобразования дошкольного образования нашли отражение в ряде законодательных документов: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования), новой редакции Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, региональных целевых программах развития дошкольного образования. В этих документах сформулированы основные требования к результатам дошкольного образования с учётом особенностей детей дошкольного возраста и задач их дальнейшего развития.ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в воспитании и развитии дошкольника определяет создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр…………………………7
1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………....7
1.2. Виды компьютерных игр и их влияние на развитие способностей детей старшего дошкольного возраста…………………...............................11
1.3. Формирование творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр…………………………………………………….20
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр (на примере МБДОУ детский сад № 85 «Мишутка» г. Брянска)……………………………..25
2.1. Изучение уровня сформированности творческих способностей дошкольников МБДОУ детский сад №85 «Мишутка» г. Брянска………….25
2.2.Реализация комплекса заданий с использованием компьютерных игр, направленных на формирование творческих способностей дошкольников…………………………………………………............32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр……………………………………………………………………44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….……………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ……….…………………………………………........55
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013, №1155 (ред. от 21.01.2019) // Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
Белая И. Феномен детского творчества / И. Белая. // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. - С. 7-11.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002. - 320 с.
Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей. М., 2002.- 148 с.
Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. М., 2004. - 248 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М .: Педагогика -пресс с, 1999. - 534 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М., 1991. - 93 с.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления я. - М .: Прогресс, 1965. - С. 433-456.
Горвица М. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / М. Ю. Горвица, Д. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. - М .: Линка-Пресс, 1998. - 328 с.
Грамолин В. В. Учебные компьютерные игры / В. Грамолин. // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 34.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. - 368 с.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования вопросы развития творческого потенциала, творческих способностей подрастающей личности приобретают особую значимость. Именно в дошкольном периоде закладываются те базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.Вместе с тем как наука психология творчества начала складываться только на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Творчество, в прямом смысле, воспринимается как созидание нового. «В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности»[25, с. 48]. На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе не существует однозначного определения понятия «творческие способности», поэтому необходимо рассмотреть такие понятия как «способности» и «творчество».По мнению С.Л. Рубинштейна, «Способности – это закреплённая в индивиде система обобщённых психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщённою и личности закреплённую совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется»[26, с.78].