Правовой нигилизм и пути его исправления
Введение
Правовой нигилизм–это философский подход к праву, который отвергает идею юридической власти и легитимности. В нем говорится, что законы не являются обязательными и не должны применяться, и что любая попытка сделать это в конечном счета тщетна. Правовые нигилисты считают, что все законы произвольны, субъективны и не имеют реального смысла и цели. Они утверждают, что законы не должны использоваться в качестве инструмента социального контроля и манипулирования. Правовые нигилисты придерживаются мнения, что они лишены какого-либо морального авторитета. Они считают, что законы являются всего лишь отражением ценностей тех, кто находится у власти, и не обязательно отражают общечеловеческую мораль. Они утверждают, что правовые системы по своей сути несовершенны, поскольку они создаются людьми, которые могут быть предвзятыми или коррумпированы, и поэтому им нельзя доверять в поддержании правосудия.
Содержание
Введение
1.Правовой нигилизм в России и пути его преодоления
1.1 Определение понятия правового нигилизма и его проявления в России
1.2 Корни правового нигилизма в России: исторический контекст и наследие СССР
Глава 2. Анализ эффективности применения правовых мер в борьбе с правовым нигилизмом в современной России
Глава 2.2 Рассмотрение опыта других стран в преодолении правового нигилизма и возможности его адаптации в России
Заключение
Использованная литература
Список литературы
1. Рогозин, Д.А. Правовой нигилизм в России: причины и последствия. М.: Юрайт, 2018.
2. Хазова, Ю.А. Преодоление правового нигилизма в России: теоретические и практические аспекты. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
3. Воробьев, В.Н. Юридический нигилизм и правовая культура в современной России. М.: ТК Велби, 2017.
4. Каримов, Р.М. Проблемы правовой культуры и правоприменения в России. М.: Юридическая литература, 2019.
5. Лапин, В.В. Правовая культура и правовой нигилизм в России: исторические аспекты. М.: БМА, 2016.
6. Кисляков, А.И. Новые вызовы правовой культуре в России. М.: Издательство Московского университета, 2017.
7. Соколов, А.В. Судебная власть и правовые реформы в России: проблемы и перспективы. М.: Издательство Норма, 2018.
8. Марков, В.И. Проблемы правового обеспечения прав человека в России. М.: Издательство Юстицинформ, 2019.
9. Лобанов, А.В. Конституционные основы правоприменения в России. М.: Юридический мир, 2018.
10. Матвеев, И.А. Правовая культура и правовое государство в России. М.: Инфра-М, 2017.
11. Кузнецов, В.А. Уголовная политика в России: проблемы и пути решения. М.: Волтерс Клувер, 2019.
12. Мишустин, М.И. Модернизация правовой системы России: теория и практика. М.: Проспект, 2018.
13. Юмашева, Н.В. Правовая культура и правовые ценности в России: история и современность. М.: КноРус, 2016.
«Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала <...>, смотрела на него как на дело второстепенное». – Константин Аксаков, публицист, историк, 1855 год/Нигилизм (от лат.nihil - ничто) - учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей - И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцен. Поскольку нигилизм это социальное явление, оно может затрагивать не только правовое поле, но и религиозное, нравственное и даже политическое. На сегодняшний день правовой нигилизм в России, как и много веков назад, находится на высоком уровне. Он проявляется в пренебрежительном отношении к праву ввиду низкого уровня правовой культуры: в неумении или нежелании разрешать возникающие проблемы в рамках правового поля, в том числе и с помощью профессиональных юристов. И если раньше из-за серьёзного влияния религиозного мышления люди уповали на веру и справедливость, то советское прошлое оставило нам в наследие телефонное право и решение вопросов «по понятиям». О. Шпленгер считал, что в россии нигилизм начал зарождаться в тот момент, когда исконно русская культура отрицалась и начала меняться на западную. Также, он считал христианство как «мифическая» религия, чужда западноевропейскому фаустовскому духу. Среди русских нигилистов О. Шпенглер выделял Толстого и Достоевского: «Если хотите понять обоих великих заступников и жертв псевдоморфоза, то Ф. Достоевский был крестьянин, а Л. Толстой – человек из общества мировой столицы. Один никогда не мог освободиться от земли, а другой, - несмотря на все свои отчаянные попытки, так этой земли и не нашёл. Л. Толстой – это Русь прошлая, а Ф. Достоевский – будущая».