Институт гарема в османской Турции
Введение
Гарем как воплощение скрытой, сакральной темы является одной из главных легенд западной культуры. Во многих заметках путешественников отражался взгляд на гарем как нечто постыдное и греховное. Гарем в западном мышлении рисовался как райский источник удовлетворения прихотей султана. Формируя негативную, осуждающую точку зрения, западная массовая культура создала образ, принципиально отличающийся от исторической действительности.
Актуальность темы курсовой работы заключена в ином видении феномена гарема в османской империи. Собственно, сам гарем как институт социально-политической сферы никогда не рассматривался в качестве самостоятельного феномена. Организационно-структурное устройство гарема, его схожесть с политическими организациями определяет его как важный социальный институт в жизни Османской империи. Формирование новой династии, стремление к власти, позволяет нам определить новый статус женщины в Османской империи.
Содержание
Глава 1. Формирование института гарема.
Глава 2. Иерархическая структура гарема с 1550 по 1656 г.г.
§ 1.Институт хасеки
§ 2.Иерархическая структура гарема
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Чалик Х. Внутренний гарем Султана в Османской империи. - 1893. - 427 с.
2.Талаля У., Лехе Жан-Жозеф 1654. - 563 с.
3.Harem'in Gizli Düzeni Секретная порядковая книга гарема. - Стамбул: 1673. - 134-196 с.
4.Анна Рюнтль Во дворце султана. - 1885
5.Стоун Н.,Эплбай М. The Harem: Inside the Grand Seraglio of the Turkish Sultans. - Dover Publications, 1992. - 339 с.
Специальная литература:
1.Витoл А.В; Османская империя – М.: Наука, 1987 – 134с.
2.Мaртрaн Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного. История возникновения женского султаната -М.: Молодая Гвардия, 2006.
3.Мец А. Мусульманский ренессанс. Культура и наука. М.: ВиМ, 1996. - 544 с.
4.Нерваль Ж. Путешествие на Восток в Османскую империю. -М.: Наука, 1986.
5.Орешкова С.Ф. Султанский двор и гарем в Османской империи первой половины XVII в. // Политическая интрига на Востоке. Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -с. 236-245.
6.Прищеповва К.Д. Бухара в фотоколлекциях Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук// Иран-наме. Научный востоковедческий журнал. Гл.ред. С.Абдулло. - Алматы, № 4(12).- 2009.
7.Пирс Л. П. Гарем османских султанов: женщины и верховная власть в Османской империи -М.: Канон, 2020.8.Фрилли Дж., Тайны османского двора. Частная жизнь султанов// Пер.с англ. И.С.Соколова. Смоленск: Русич, 2004. - 400 с.
В первой главе курсовой работы мы рассмотрим формирование гарема.Изначально слово «Гарем» в переводе с арабского имело значение «запретного, священного». Однако в Османской империи, оно стало приобретать новое значение, так как усилилась роль женщины в наследовании престола. В мусульманских семьях гарем представлял собой женскую часть дома. Эта часть была больше мужской, и, намного роскошней . В современном европейском массовом сознании гарем до сих пор занимает важную роль в восточной культуре. Также западное мышление сформировало отрицательный образ восточного султана, якобы из-за его распущенности и диких нравов. В связи с этим, становится важным рассмотреть гарем как институт социально-политической сферы. В переводе с арабского «гарем» - «харам» — это все, что было под запретом. То, что защищено от посторонних, тайно и сокрыто. Социально-исторические предпосылки к формированию гарема можно обнаружить в многоженстве, официально закрепленной исламом. Однако необходимо уточнить, что ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия, а мужчин предостерегает от женитьбы, если он не в состоянии обеспечить всех жен надлежащим образом. Помимо прочего, количество жен ограничивалось четырьмя, по аналогии с женами Пророка. Многие исследователи османской империи акцентировали внимание на том, что гарем был не столько для удовлетворения желаний, а был сформированным социально - общественным институтом внутри дворца. Изначально гаремы функционировали отдельно от дворцов правителей.