Метафора как риторический троп
Введение
В данной работе рассматривается метафора, ее роль и функции в современном дискурсе. Актуальность данной темы связана с тем, что В работе мы обращаемся к рассмотрению всех значимых свойств метафоры как тропа, к ее функционалу в речи и ее риторическому потенциалу. Объектом исследования является материал современного русского языка. Предметом исследования являются функции метафоры в дискурсе. Целью работы является рассмотрение и описание риторических свойств и функций метафоры в современном дискурсе. Цель работы определила конкретные ее задачи:Анализ теоретической базы исследования, представленной трактатами ученых античности и современными исследовательскими работами в области риторики, теории аргументации и когнитивной лингвистики.Описание особенностей функционирования метафоры в речевом общении.Материалом исследования послужили фрагменты художественных произведений и устная и письменная речь носителей русского языка.
Оглавление
Введение
Метафора: определение, характеристика и механизм создания метафоры
Классификация метафор
Функции метафоры
Метафора как риторический троп
Заключение
Источники
1. Аристотель. Риторика. Поэтика. Москва, 2022. 349 С.
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Избранные психологические исследования. – Москва, 1965.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебник для вузов / 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022 – 484 С.
4. Грановская Л. М. Риторика / Бакинский славянский университет. Под общей редакцией кандидата филол. наук В. А. Плотниковой. – Москва: Азбуковник, 2004. – 218 С.
5. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 3-е изд. – Москва: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2014. – 232 С.
6. Кожина М. Н. Стилистика Русского Языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. Москва, «Просвещение», 1977. – 223 С.
7. Колесникова С. М. Современный русский язык. В 3 томах. Т. 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование: учебник и практикум для вузов / С. М. Колесникова [и др.]; под редакцией С. М. Колесниковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. С. 383.
8. Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. И с предисл. А.Н. Баранова. Изд. стереотип. – Москва: Издательство ЛКИ, 2023. – 256 С.
9. А. К. Михальская. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – Москва: Просвещение, 1996. – 416 С.
В системе тропов метафора занимает главное место, так как она создает емкий и яркий ассоциативный образ в сознании реципиента. Следует также отметить, что метафора лежит в основе других тропов, например, метонимии, олицетворения, гиперболы и литоты. При этом в основе всех вышеперечисленных тропов и самой метафоры лежит сравнение. Механизм создания метафоры был подробно описан А. К. Михальской . Во-первых, при создании метафоры важно, чтобы сравниваемые объекты или явления были разнородны по своей сущности. Уже приведенный выше пример Моя машина – зверь! – является удачной метафорой, так как лексемы «машина» и «зверь» разнородны по своей сущности – «машина» - вид транспортного средства, а «зверь» - объект животного мира. Это производит удачный семантический перенос по семе «свирепость». Во-вторых, при создании метафоры следует выявлять не любой признак сравниваемых объектов, а сущностный для обоих объектов. В основе переноса Моя машина – зверь!, как уже было сказано, лежит сема «свирепость». И мощный автомобиль («машина»), и хищник («зверь») имеют в общем некую неукротимость, которая служит основой переноса. Таким образом, можно утверждать, что для поиска признака для метафорического переноса используется принцип общих мест, который применяется в риторике и теории аргументации в процессе поиска аргументов. В-третьих, в процессе создания метафоры важна коннотация объекта сравнения, так как от этого зависит оценка говорящим и реципиентом субъекта сравнения. Метафора Моя машина – зверь! предполагает положительную оценку субъекта сравнения («машина»). Приведем другой пример с тем же субъектом сравнения: Моя машина – ведро с гайками! В этой метафоре словосочетание «ведро с гайками» имеет негативную коннотацию, что приводит к отрицательной оценке субъекта сравнения («машина»).