Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении
ВВЕДЕНИЕ
Важность изучения проблемы сплоченности зависит от влияния этого феномена на групповую производительность и всестороннее развитие личности. Согласованность группы зависит непосредственно от ее результатов и степени активности участников.Сплоченность в группе улучшает социально-психологический климат и удовлетворенность, а также оказывает влияние на качество и процесс обучения.Групповая поддержка, которая характерна для слаженной группы, освобождает человека, повышает самооценку, свободу самовыражения и творчества.При создании благоприятных социально-психологических условиях развития групповой сплоченности, а также разработке программы активного взаимодействия, возможно улучшение и гармонизация процесса обучения.Исследование сплоченности группы было проведено такими учеными, как Л. Фестингер, А.И. Донцов, Ю.Л. Морено, А.В. Петровский и другие.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы групповой сплоченности…….…6
1.1 Научные подходы к изучению групповой сплоченности……………6
1.2 Социально-психологический тренинг как способ развития групповой сплоченности……………………………………………………….....................10
Глава 2. Исследование особенностей влияния причин групповой сплоченности на процесс обучения………………………………………………………….14
2.1Способы исследования групповой сплоченности……………………14
2.2 Анализ групповой сплоченности и ее влияние на обучение у учеников. …………………………………...........................................................19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список литературы……………………………………………………………... 28
Приложение……………………………………………………………………... 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014. № 2. С. 11
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2015.-376с.
3. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: Барс, 2015. - 228 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 2016.- 272с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2017.- 379с.
6. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально–психологический анализ. М.: Наука, 2019. - 379с.
7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. - М.: Международная педагогическая академия, 2017. - 360 с.
8. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 2014.-269с.
9.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2015 г. – 814 с.
10. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 2015.-468с.
11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Тетра-Системс, 2019. - 432 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: 2017.-468с.
13. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 2015. № 5, С.5-7.
14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2016.- 359с.
15. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2019.- 450с.
16. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 2014, № 3, С.6-8.
17. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 2020. С. 154-161.
18. Немов Р.С. Социально - психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 2016. - 200 с.
Проблема феномена групповой сплоченности имеет свою давнюю историю изучения как в зарубежной, так и в отечественной психологии.Предлагаю рассмотреть некоторые научные подходы, которые описывают это явление с разных исследовательских сторон.Подход А.И. Донцова через социометрическое явление. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который узнавался отношением количества взаимных позитивных выборов к общему числу возможных выборов.Автор отметил, что измерить групповую сплоченность можно двумя тесно связанными подходами. Первый подход – это измерение эмоциональной привлекательности каждого из членов группы и определение, насколько они похожи друг на друга. Чем более похожи люди, тем привлекательнее группа в целом, и тем выше показатель сплоченности группы. Для этого используется метрическая технология в разных вариантах, либо специальные шкалы симпатий. Второй подход основан на социометрическом коэффициенте групповой сплоченности, который рассчитывается путем деления числа взаимных положительных взаимоотношений на теоретически возможное их число. При этом испытуемые оценивают взаимную симпатию вдоль континуума от «очень нравится» до «действительно не нравится», и полученные индексы рассчитываются как среднее арифметическое взаимных оценок членов группы. C помощью этих подходов можно более полно раскрыть сущность групповой сплоченности и ее роль в жизни человека. [11, с. 38].