Антимонопольная политика РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значительной ролью антимонопольной политики в обеспечении развития конкуренции на рынке и согласовании интересов участников хозяйственного оборота. Развитая конкуренция приводит к продуктивному росту рынка товаров и услуг, способствует повышению качества продукции, а также технологическому прогрессу. В современной экономике монопольное положение является желанным для каждого хозяйствующего субъекта по многим причинам. Так как участники рынка, занимающие подобное привилегированное положение способны влиять на других его участников, навязывать свои условия, часто в личных интересах, они ущемляют интересы остальных участников рыночных отношений. Именно поэтому монополии должны подвергаться контролю со стороны государства, путем проведения грамотной антимонопольной политики.
За последние годы проблемы монополизации и недобросовестной конкуренции перестали быть исключительно экономическими – они все больше становятся политическими
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты антимонопольной политики в РФ 6
1.1. Понятие, сущность и виды монополий 6
1.2. Понятие, цели и методы государственной антимонопольной политики12
1.3. Правовые основы антимонопольной политики в РФ 19
Глава 2. Совершенствование антимонопольного регулирования в современных условиях 24
2.1. Основные направления антимонопольной политики в России 24
2.2. Проблемы и перспективы регулирования российских монополий на государственном уровне 28
Заключение 36
Список использованных источников 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
3. О защите конкуренции : Федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
5. О естественных монополиях : Федер. закон от 17.08.1995 № 279 (ред. от 27.07.2017) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
6. Гражданский кодекс РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
7. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
8. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции : Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
9. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке : Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2020) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
10. Об утверждении Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы : распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р (ред. от 13.07.2022) // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
11. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
12. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года : Протокол Президиума ФАС России от 03.06.2019 № 6 // КонсультантПлюс : справочная правовая информация.
13. Власова Е. Л. Антимонопольная политика современной России // Молодой ученый. – 2020. - № 48 (338
Антимонопольное регулирование осуществляют почти во всех странах, основываясь или на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), или на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские государства), или на соответствующих нормативно-правовых актах, утвержденных крупными международными интеграционными соглашениями [27].
Использующиеся в разных странах, методы государственного антимонопольного регулирования являются довольно дифференцированными. Применяются с учетом национальных особенностей. Это взаимосвязано с задачами общего повышения эффективности экономики. Все методы данного регулирования можно разделить на две категории:
– прямые. Такие методы включают в себя меры, которые уменьшают или вовсе устраняют, предупреждают монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке.
– косвенные. Сюда относятся, в большей м