Влияние степени благоприятности классного коллектива на проявление буллинга среди подростков
Введение
Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны человека или группы в отношении другого человека, который не способен защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Буллинг – свойство общества, которое негативно влияет на развитие человека в системе взаимодействия, особенно если оно проявляется уже в школьном возрасте. [10]
Тема жестокости отображается в творчестве большинства русских писателей – В.Крапивин, В.Распутин, В.Железняков, Н.Некрасов. Постепенно в русский язык из зарубежных исследований приходит новое понятие «буллинг» (bulling от англ. bully – хулиган, драчун, насильник), которую изучали Д. Олвеус,Е.Роланд, П.Хайнеманн, Д. Лэйн, В.Ортов и многие дргуеи. Эта т
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы буллинга в образовательной среде 5
1.1 Понятие «Буллинг» 5
1.2 Особенности проявления буллинга в подростковом возрасте 6
2 Исследование буллинга среди подростков 8
2.1 Организация и проведение исследования 8
2.2 Анализ результатов исследования 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Приложение А 14
Приложение Б 15
Приложение В 16
Список использованной литературы
1. Байбородова Э.Ю. Психологические особенности взаимодействия обучающихся в школьных коллективах // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-obuchayuschihsya-v-shkolnyh-kollektivah (дата обращения: 01.02.2023).
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 2001. – 352с.
3. Гармаева Т.В., Дунаева А.Е. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-otnosheniya-mladshih-podrostkov-so-sverstnikami-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve (дата обращения: 28.01.2023).
4. Жарова Д.В, Терех Е.Ю Психологические особенности подросткового буллинга // Ped.Rev.. 2018. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 09.02.2023).
5. Казанская В.Г. Подросток: трудности взрослений. – Питер; Спб. - 2008. – 283с.
6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: учебное пособие / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175с.
8. Ожиева Е.Н. Буллинг
Так, у младших подростков меняется система отношений при переходе в старший подростковый возраст ввиду различных факторов: процесс физиологических изменений, познавательного развития, меняется восприятие, внимание и воображение. Старшие подростки уже мыслят логически и занимаются теоретическими рассуждениями, самоанализом, готовятся к серьёзным изменениям в своей жизни, например, к предстоящим экзаменам и самостоятельной жизни после окончания школы.[7]
В младшем подростковом возрасте наблюдается такое явление как стремление быть похожим на старшеклассников или взрослых, также среди своих сверстников у них существует некая конкуренция – по внешнему виду, речевым особенностям, кругом общения и другое – всё это для них лишь способ отличиться серди других и проявить своё собственное «я». [9] В данном возрасте также активным является личностное общение, направленное на самоутверждение в коллективе, часто э