Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современных учебниках для начальной школе
Аннотация: статья раскрывает понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», формирование которых ФГОС начального общего образования выделяет ведущим направлением в начальной школе. В статье описывается анализ нескольких учебных пособий на возможность формирования коммуникативной компетенции младших школьников и выявление их специфики, рассмотрены отдельные задания в основном содержании и выявлена уникальность проектной часть каждого предмета влияющая на развитие коммуникативных умений. И предложен вариант разработанного задания на формирование той коммуникативной составляющей, которая не принята во внимание авторами учебников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия; младший школьник; учебники для начальной школы; проектная деятельность; русский язык; литературное чтение; окружающий мир.
Список литературы
1. Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М.Фрефьева// Начальное образование. 2012
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Бурменская И. А. Володарская и др. // Просвещение, 2011 – 284 с.
3. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю. В. Жуковина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27729/ (дата обращения: 13.03.2023).
4. Игнатьева, И. С., Кокарева, З.А., Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.) [Текст] / Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. С.316.
5. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
6. Литературное чтение: 1-4 классы: учебник. В 3 ч. / Э.Э.Кац. — 5-е изд.— М. Дрофа; Астрель, 2020. — 129, [3] с.: ил. — (Планета знаний)
7. Окружающий мир : 1-4 классы : учебник для четырехл. Нач. шк. В 2 ч./ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. — 5-е изд. — М. : АСТ : Астрель, 2009. — 134, [2] с.: ил. – (Планета знаний)
8. Окружающий мир : 1-4 классы : учебник. В 2 ч. Ч.2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Сап
Особенностью формирования коммуникативных универсальных учебных действий является то, что ребёнок должен научиться учитывать позицию другого человека при выражении иного мнения по произведению. В процессе работы над произведениями младшему школьнику важно увидеть и понять авторскую позицию, затем выявить свою позицию после анализа произведения и постараться соотнести с авторской, а также выслушивание и принятие (понимание возможности существование иного мнения) позиции собеседника, после чего важно соотнести обе позиции с уже имеющимся авторским мнением. Как показывает опыт, в большинстве случаев на этапе выявления позиции одноклассников происходят трения и отстаивание собственного мнения, что представляет важный этап в формировании коммуникативных умений.
Для наиболее эффективного развития способности к коммуникации с одноклассниками, в содерж