Особенности конфликта в образовательной среде: профилактика и разрешения конфликтов в образовательной организации
Аннотация
В данной статье рассматривается основные аспекты психолого-педагогических условий возникновения конфликта, вопросы выявления и разрешения профессиональных конфликтов в образовательной организации. Акцентируется внимание на особенностях форм педагогического управления, включающих в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов.
Ключевые слова
Профессиональная деятельность педагога, профессиональный конфликт, управления конфликтами, выявление и разрешения конфликтов, предупреждение конфликтов/
Список использованной литературы.
1. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности [Текст] / - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
2. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие [Текст] /И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Издательство Российский государственный профессиональный университет, 2013. – 229 с.
3. Течиева, В.З.Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования [Текст] / В. З. Течиева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего проффесионального образования «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова». - Владикавказ: Издательство СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2011. – 130 с.
4. Канукова, З.А., Малиева, З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи [Текст] //Обучение и воспитание: методики и практика. 2013 – №10. – С.132-134.
5. Козырева, Г. Основы конфликтологии [Текст] / Г.Козырев. – М.: Форум, 2010. – 240с.
6. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекции [Текст] / Д.П.Зеркин. – Ростов-на-Дону: Феникс,1998. – 480с.
7. Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации [Текст] //Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Международная научная конференция (г. Москва, июнь 2016 г.) – М.: Буки-Веди, 2016 – С.123-127.
Но немало важными аспектами в выявлении и разрешении конфликтов в образовательной организации является предупреждение и управление конфликтами.
Так, Д.П. Зеркин выделяет несколько способов управления конфликтами: 1) предвидение; 2) предупреждение; 3) поощрение; 4) разрешение конфликтов [6]. По мнению Д.П. Зеркина, профилактика конфликтов в образовательной организации – это педагогическая работа, направленная на их возникновение и негативного влияния на итоги обучения и воспитания. Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием. Прогноз – это представление о вероятном конфликте с конкретной возможностью указания места и времени его возникновения. Существуют и основные методы прогнозирования: экстраполяция, моделирование предполагаемой конфликтной истории, выборочное обследование специалистов. Отправной точкой предотвращения конфликта является определение противоречия, порождающе