Психологические основы развития интеллектуального потенциала
Аннотация: Данная статья посвящена теории исследования интеллекта как определяющего вектора развития современного общества. Работа отражает основные идеи и задачи, прописанные в национальном проекте «Интеллектуальная нация-2020». В статье обосновано понятие интеллектуального потенциала и раскрыто структурное содержание компонентов. Рассматриваются генезис и суждения отечественных и зарубежных ученых о природе интеллекта. Предполагаемые результаты направлены на привлечение внимания общества к актуальной образовательной проблеме.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интеллект, интеллектуальная деятельность, мыслительный процесс
ЛИТЕРАТУРА
1. Велитченко С. Интеллектуальная нация как доминантный тренд государственной политики Казахстана //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – №. 4. – С. 481-484.
2. Мухаммадиева З. Р. Историко-педагогические предпосылки развития интеллектуального потенциала в философской, психологической и педагогической науках //Вестник института языков. – 2012. – Т. 4. – №. 4. – С. 72-76.
3. Ушаков Д. Психология интеллекта и одаренности. – Litres, 2022. ru/engine/documents/document3354. pdf. – 2009.
4. Холодная М. А. Структурно-интегративная методология в исследовании интеллекта [Электронный ресурс] //Режим доступа: www. ipras.
5. Visser B. A., Ashton M. C., Vernon P. A. g and the measurement of Multiple Intelligences: A response to Gardner //Intelligence. – 2006. – Т. 34. – №. 5. – С. 507-510.
Одним из наиболее распространённых подходов в изучении природы интеллекта выступают дифференциальные теории. Модель Дж. Гилфорда основывается на идеи того, что интеллект это отражение преобразований информации окружающей среды в мыслительный продукт. На рисунке 1 изображена трёхмерная модель, построенная в виде куба, чётко разграничивает три измерения, характеризующие интеллектуальную деятельность: содержание, операции и результат. Под содержанием понимается входная информация семантического, символического или поведенческого типа. Они различаются путём подачи материала, так данные могут быть представлены в словесной форме, в виде изображений, образов или символов. Стоит отметить, что Гилфордом было выделено поведенческое содержание, что подразумевает воспринимаемый материал в качестве результата общениями с людьми. К определённому типу содержания применяются операции. Данная категория включает в себя 5 основных умственных способностей: про