Реализация права на свободу совести и вероисповедания в образовательных организациях теоретический анализ
Введение
Актуальность исследования. B последние несколько лет обозначились тенденции усиления внимания государства к вопросу духовно-нравственного образования и воспитания личности. Развитие данной тенденции в настоящее время вносит ряд изменений законодательство об образовании, в образовательные стандарты. Значимость государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания личности нельзя переоценить, так как в ходе данного процесса создается будущее страны в лице подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания личности постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность такая проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.Современное состояние общества требует, чтобы религиозный компонент в светском образовании соответствовал действующим в России нормативно-правовым актам, законодательству в сфере образования, в сфере государственно-конфессиональных отношений и т. д.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретическое основы права на свободу совести и вероисповедания7
1.1 Свобода совести и вероисповедания как правовой институт................... 7
1.2 Генезис права на свободу совести и вероисповедания........................... 13
1.3 Право на свободу совести и вероисповедания несовершеннолетних: понятие, содержание, признаки……………………………………………….18
Глава 2 Гарантии реализации права на свободу совести и вероисповедания в образовательных организациях.................................................................... 22
2.1 Правовые основы реализации учащихся на свободу совести и вероисповедания в образовательных организациях.................................................................... 22
2.2 Порядок реализации свободу совести и вероисповедания в образовательных организациях................................................................................................. 25
2.3 Проблемы права на свободу совести и вероисповедания в образовательных организациях................................................................................................. 30
Заключение.................................................................................................... 38
Список литературы........................................................................................ 40
Список литературы
Источники
1.1.Нормативно-правовые акты, правовые документы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г)// Российская газета. 2020. – 4 июля. – № 144.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 29.12.2022)// Собрание Законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). ст. 1
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.330
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 2019 г. № 27 ст. 3535
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) //Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598
О свободе совести и о религиозных объединениях Федеральный закон от 26.09.1997г. № 125-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39 ст. 4465
Свобода совести является возможностью принимать религию или не принимать вовсе, то есть допускаются атеистические, скептические убеждения, а также возможность менять убеждения, а значит, защищаются не только религиозные убеждения. Согласно О.Г. Данильяну , свобода совести – это гарантия всем гражданам иметь права на свободный выбор между религией и свободомыслием, гарантия, законодательно закреплённая и практически реализуемая.
В разные временные периоды такое понятие как свобода совести рассматривалось в контексте свободы выбора веры (религии), а также выбора мировоззрения и поведения, которое будет соответствовать религии или же мировоззрению. И лишь в конце предыдущего века возникли определенные работы, в которых их авторы попытались произвести исследование свободы совести в роли чисто правовой категории. Перед тем как представлять на обозрение научной общественности мысли и результаты осуществленных исследований, их авторами были изучены различные подходы к осознанию и толкованию свободы совести, выступающей в качестве категория права.
В результате ими было установлено, что свобода совести, выступающая в роли категория нематериального (духовного) склада, является крайне необходимым и важным условием психологической устойчивости, правомерного поведения человека в процессе его самоопределения в поведенческих, мировоззренческих и жизненных составляющих.