Проблема регулирования лоббизма в Европейском союзе
Введение
Лоббирование – это использование всех легитимных возможностей влияния на представителей власти и законодателей, от которых зависит принятие решений, необходимых для достижения определённых целей группам заинтересованных субъектов. Лоббирование позволяет заострить внимание властей на важности определённых задач и настроить их на принятие оптимальных решений.Лоббист использует финансирование и налаженные деловые контакты для давления на госорганы при принятии ими решений в пользу интересов представляемых им клиентов. Чаще всего это транснациональные корпорации или отдельные компании, различные общественные движения или социальные группы, целые отрасли или отдельные лиц.«Если вы устраиваете пикник, приползают муравьи, а если распределяете деньги налогоплательщиков – приходят лоббисты.» Такую ироничную оценку процессу лоббирования дал исполнительный вице-президент американского Института Катона Дэвид Боуз.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Институциональные особенности лоббизма в Европейском Союзе..6
1.1. Основные стратегии лоббизма. …………………………...................7
1.2. Внутренний и внешний лоббизм в ЕС……………………………...20
Глава 2. Современные возможности регулирования лоббизма в ЕС……….23
2.1. Правовое регулирование лоббистской деятельности в ЕС ……...23
2.2. Концепция “сквозной легитимности”……………………………...26
Глава 3. Совершенствование лоббистской деятельности ……………………30
3.1. Пути улучшения регулирования лоббистской деятельности в ЕС..
3.2. Постлиссабонский период развития правил лоббизма………...….32
Заключение …………………………………………………………………………
Список источников и литература ..........................................................................
Список литературы
1. Борев А.В. Регулирование корпоративного лоббизма в Европейском союзе // Советник Президента. 2008. № 3. С. 1—12.
2. Борко Ю.А. Отношения России с Европейским союзом и их перспективы. М.: Экслибрис-Пресс, 2001.
3. Бусыгина И.М. Невидимая рука: корпоративный лоббизм в Европейском союзе // Неприкосновенный запас. 2006. № 4—5. С. 106—114.
4. Дегтерева Е.А. Лоббизм в процессе принятия решении ЕС: нормы регулирования, механизмы и модели // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 42-49.
5. Дегтерева Е.А. Отношения с Россией: политический диалог, торгово-экономическое сотрудничество // Европейский союз: факты и комментарии. 2010. № 59. С. 41-43.
6. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. Право Европейского союза. М.: Проспект, 2011.
7. Леви Д.А. Группы интересов и особенности механизмов лоббирования в Европейском союзе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
8. Леви Д.А. Современное лоббирование в Европейском союзе: в поисках общих ценностей и точек соприкосновения. СПб.: Сезам, 2009.
9. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
10. Перегудов С.П. Лоббизм российского крупного бизнеса в Европейском союзе (макроуровень) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9. С. 49-63.
11. Перегудов С.П., Уткин А.И., Костяев С.С. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы. М.: ИСКРАН, 2009.
12. Руденкова Д.Э. Лоббизм в институтах Европейского союза // Международные процессы. 2015. № 1. С. 68-80.
13. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России: концепции и практика. М.: ИМЭМО, 2001.
14. Семененко И.С. Лоббизм и представительство интересов бизнеса в Европейском союзе // Бизнес и политика. 1995. № 2. С. 14-49.
Ключевой целью лоббистов безусловно является Европарламент. Он избирается голосованием среди жителей Европы и является соуправляющим органом вместе с Советом ЕС. 5000 зарегистрированных лоббистов приняли специальный Кодекс Поведения и получили доступ к депутатам Европарламента.И хотя среди групп интересов принято считать, что функционально Европарламент менее интересен, так как не обладает правом законодательной инициативы. Депутаты только принимают или отклоняют те законопроекты, которые вносят Еврокомиссия и Совет ЕС. Тем не менее многие лоббисты придерживаются другой точки зрения. По статистике за 5 лет с 2004 по 2009 г. Европарламент принял почти 1500 законов и внес свыше 50 тыс. поправок. К тому же, депутаты, плюс ко всему, гораздо больше открыты для общения, чем другие еврочиновники. Штат Европарламента достаточно невелик, и это вынуждает их обращаться к внешним источникам за информацией. Поэтому как утверждают некоторые эксперты, не меньше половины депутатов хотя бы раз в неделю контактируют с представителями групп интересов, а около трети встречаются с лоббистами на постоянной основе. Для представителей групп интересов подобные встречи с парламентариями часто бывают не менее полезны, так как они тесно контактируют с официальными лицами из Еврокомиссии. Тем более, и это, возможно, одна из главных функций европейских депутатов, у них достаточно полномочий, чтобы наложить вето на вносимые законы и они довольно часто пользуются этой возможностью.Активнее всех в Европарламенте проявляют себя группы, которые занимаются охраной окружающей среды и защитой социальных и потребительских прав, а также представляющие общественные интересы. Это происходит потому, что именно эти заботы чаще всего тревожат избирателей, а именно они раз в четыре года выбирают депутатов парламента.