Особенности дезадаптации подростков с различным уровнем интеллектуальных нарушений
Введение
Аннотация: в данной статье подвергнуты комплексному экспериментальному изучению особенности дезадаптации для выявления детерминант дезадаптации у подростков с легкой степенью и умеренной умственной отсталости. В работе на основе исследования константируется, что что подростки с умеренной интеллектуальной недостаточностью по сравнению с их сверстниками с легкой умственной отсталостью, имеют статистически значимую разницу по ряду параметров, свидетельствующих об их большей дезадаптированности.
Список литературы
1. Бажукова, О. А. Формирование личности умственно отсталого подростка [Текст] / О. А. Бажукова // Вопросы гуманитарных наук. — 2005. — № 4. — С. 306-310.
2. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников — Москва: ПЕР СЭ, 2002 — 192 c.
3. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника [Текст] / Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. — Санкт-Петербург: Речь, 2009 — 159 c.
4. Ольшанская, Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: специальность 19.00.05 «социальная психология»: Автореферат на соискание кандидата психологических наук / Ольшанская, Е. В.; Институт психологии РАН. — Москва, 2000. — 135 c.
5. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов [Текст] / Петрова В. Г. — Москва: Просвещение, 1968 — 158 c.
На успешность самостоятельной жизнь в обществе выпускников адаптированных школ влияет умение общения, умение контактировать с окружающими людьми, психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, влияющих на поведение личности в обществе.Многие авторы в области специальной психологии и педагогики в разные годы своими исследованиями доказали, что у ребенка с интеллектуальными нарушениями неизбежны проблемы в установлении полноценных контактов с окружающими, это приведет к нарушениям поведения и эти нарушения, в свою очередь приведут к проблемам социально-педагогической адаптации и реабилитации школьника.«Дезадаптация - процесс, приводящий к нарушению и обострению взаимодействия с окружающей средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным, а также внутриличностным конфликтом» [2, c. 26]Состояние дезадаптированности может вызвать отклонения в поведении провоцирующие беспричинные конфликты. Могут обостриться подобающие в обществе реакции на выполнение предписаний, к которым до этого не было никаких противодействий. Таким образом, под дезадаптацией мы понимаем психическое состояние, вызванное повышенной тревожностью, низкой самооценкой, нарушениями взаимоотношений с окружающими, проявляющееся в агрессии, в несоблюдении социальных норм, нарушение правил поведения.