Когнитивно-коммуникативный подход как стратегия развития коммуникативно-речевого потенциала билингвальной личности будущего учителя русского языка
Аннотация: В статье раскрывается понятие когнитивно-коммуникативного подхода применительно к подготовке билингвального студента к профессии учителя русского языка. Развитие коммуникативно-речевого потенциала билингвальной инонационально-русской личности будущего учителя реализуется интегративностью когнитивного и коммуникативного компонентов с учетом характеристик этноязыкового сознания и билингвального мышления.
Ключевые слова: подход в обучении, когнитивный, коммуникативный, стратегия, русский язык, билингвальный учитель
Литература
1. Дейкина А.Д. Инновационные подходы в преподавании русского языка / Русский язык в поликультурном мире: X Международная научно-практическая конференция (8-11 июня 2016 г.): сб. науч. статей. В 2-х т. / отв. ред. Е.Я.Титаренко.– Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. – Т.2.– С. 105-109.
2. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. – 212 с.
3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001202207010040?type=pdf (дата обращения 10.02. 2023.)
4. Макарова В. Ю. Когнитивный подход в обучении русскому языку (на примере работы с поэтическим текстом) // Мир русского слова. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-podhod-v-obuchenii-russkomu-yazyku-na-primere-raboty-s-poeticheskim-tekstom (дата обращения: 12.02.2023).
5. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. – М.: «Просвещение», 1964. – 256 с.
В этой связи значимым является понимание «соотнесенности» и «сочетаемости» (А.Д. Дейкина) [1: с.105], когнитивного и коммуникативного компонентов при реализации когнитивно-коммуникативного подхода в образовательном процессе. А.Д. Дейкина в статье «Коммуникативно-когнитивное содержание обучения русскому языку: проблема соотношения» пишет: «Концептуально значимо для полноценного образования всех уровней изучения русского языка (родного, неродного, иностранного) гармоничное соотношение когнитивных и коммуникативных процессов, успешность которого влияет на сформирован