Формирование многоукладной экономики в СССР в годы перестройки. 1985-1991 годы (на материалах Ленинграда)
ВВЕДЕНИЕ
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР произошли масштабные преобразования, получившие название перестройка. Чаще всего при обсуждении перестройки рассматривают её политический финал: СССР прекратил свое существование и был разделен на 15 независимых республик. В рамках перестроечного дискурса неизбежно всплывают и этнонациональные конфликты, и дискуссии о жизнеспособности социалистического проекта, а также роли Коммунистической партии в этих дезинтеграционных процессах. Большого внимания на наш взгляд заслуживает процесс трансформации народно-хозяйственного комплекса страны от тотально огосударствленной плановой экономики до рыночной системы с гарантированным правом частной собственности.Так, например, апологеты свободного рынка настаивали на том, что России необходимо сохранять свободу рынка, продолжать приватизацию, сократить участие государства в экономической жизни страны до минимума.
ВВЕДЕНИЕ…………………...............………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СССР в 1985-1986 гг....……….....................................…………………………18
Политика ускорения и интенсификации производства ..................……19
Ленинградская программа интенсификации производства...........…….27
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ..............................................................................................35
2.1 Начало радикальной экономической реформы. Закон о государственном предприятии………………………………………………………………...……40
2.2 Создание и деятельность кооперативов………………………..…………..49
2.3 Возникновение арендных и акционерных предприятий………..………...57
ГЛАВА 3. ДИСКУССИИ О СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В 1990-1991 гг…………………………………………....….....63
3.1 Правительственная программа Рыжкова-Абалкина…………….......…….66
3.2 Программа «500 дней»………………………………………….......……….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....….77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………..................................................………….…………81
Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990 № 29 Ст. 395.
Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990 № 30 Ст. 416; Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990 № 30 Ст. 418.
Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-I «О собственности в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята Верховным Советом СССР 07. 10. 1977 г.). М., 1978.
О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Правда. 1983. 18 августа.
Официальное сообщение о совместном заседании Совета Федерации и Президентского Совета СССР 14 апреля 1990 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990 № 16 Раздел третий. С. 348.
Первые шаги, предпринятые Горбачевым в 1985-1986 гг. – антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, структурный маневр в экономике – соответствовали духу типичной советской кампанейщины. Поэтому успехи проводимых мероприятий были в лучшем случае скромными. Кроме этого, в 1986-1987 гг. СССР столкнулся с кризисом авторитарной модернизации. Горбачев, продолжавший курс Андропова, извлек из политики ускорения все, что только сумел. На начальном этапе перестройки речь шла исключительно о совершенствовании хозяйственного механизма в рамках социалистического выбора. Можно провести аналогии раннеперестроечных реформ и преобразований, проводимых в Китае с конца 1970-х гг.по инициативе Дэн Сяопина. В обоих случаях мы наблюдаем экономическую модернизацию при сохранении монополии коммунистической партии на власть. Но подобный китайский опыт по ряду причин не мог решить проблем, стоявших Советским Союзом . В 1987 г. конъюнктура изменилась: неудачные экономические реформы дестабилизировали финансовую систему, внешние займы росли с лавинообразной скоростью. Многие видные экономисты, особенно придерживающиеся набиравшего популярность либерального направления, такие как Н. Шмелев и В. Селюнин, активно печатались, предлагая свои идеи перехода к рынку. Источниками представлений о идеальном капиталистическом обществе служили идеи экономической свободы фон Хайека, и более конкретизированный труд Яноша Корнаи «Экономика дефицита», вышедшая на английском еще в 1980 г. и подчеркивавшая проблемы стимулирования при плановой экономике с присущей ей системой мягких бюджетных ограничений . По рукам ходили и машинописные трактаты, пересказывающие подобные идеи, к примеру, труд В. Найшуля «Другая жизнь» . Неважно, насколько резким или поэтапным должен быть этот переход, но под ним понималось решение всех наболевших проблем в экономике. Люди видели плоды перестройки – пустые полки в магазинах. Говорили о существовавшем «денежном навесе», готовым в любой момент обрушиться на потребительский рынок и повлечь за собой еще более тотальный дефицит . Кроме того, во многих странах Восточной Европы уже начинаются рыночные реформы, в той или иной мере успешные, и советскому руководству приходилось с этим считаться .