Проблемы совершенствования прокурорского надзора в сфере экологии
ВВЕДЕНИЕ
Принимая во внимание жизненную потребность общества и государства в охране и сохранении окружающей среды, совершенно справедливо будет сказать, что в современных реалиях организация одного из важнейших и первоочередных направлений деятельности прокуратуры на основе «теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры»- грамотно построенный прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования.Актуальность темы исследования. В области построения правового государства Российской Федерации особое значение имеет вопрос о соблюдении права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и соблюдение природоохранного законодательства. Без признания ценности человека как личности, без соблюдения его прав и свобод, невозможно даже представить построение правового государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.1. Правовая охрана окружающей среды: понятие, нормативно-правовое регулирование, организация природоохранной деятельности…………………
1.2. Исторические аспекты формирования прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. Предмет, пределы и принципы прокурорского надзора за исполнением законности в области охраны окружающей среды……....
2.2. Цели и задачи прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности….………...…
2.3. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
3.1. Анализ деятельности природоохранной прокуратуры с 2020 по 2022 год……………………………………………………………...
3.2. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства………………
3.3. Типовые нарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности в области природопользования………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета – 2020. – № 144. – ст.8198.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023)
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. -2002.- №2. - Ст. 133. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
О недрах: закон РФ от 21 фев. 1992 № 2395-1 //СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»: приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 01.07.2015) // Законность. 2008. № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании»: приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 N 165 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. № 10 (часть II). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Ю.И. Скуратов, ранее занимавший пост Генерального прокурора РФ, в 1996 году, несмотря на то, что прокуратуре предрекалось недолгое существование в качестве самостоятельного государственного органа в силу принципа разделения властей, указывал, «что сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка».(л)Надзор в сфере охраны окружающей среды продолжал оставаться одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры, несмотря на вышеописанные изменения в законодательстве о прокурорском надзоре и организационно-управленческие преобразования.Осуществляя надзор в обозначенной сфере, и используя при этом весь объем правовых средств, работа прокуроров была направлена на предупреждение правонарушений, устранение нарушений законов об охране окружающей среды и причин, им способствующим; привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц; принятие мер по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде.Существенных результатов на данном участке работы не только благодаря практике прокурорского надзора, но и широкой научной дискуссии о роли прокуратуры в борьбе с нарушениями в сфере охраны окружающей среды, разработке и внедрению научно-методических подходов в работе, удалось достигнуть уже к середине 2000-х гг..