Развитие системы женского образования в Российской империи в первой половине XIX века

Скачать курсовую работу на тему: "Развитие системы женского образования в Российской империи в первой половине XIX века". В которой изучены социально-психологические проблемы девушек, обучавшихся в институтах. проанализированы представления власти о целях и задачах женского образования.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.02.2025
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. «Женский вопрос» в истории России занимает важное место. Решение данной задачи непосредственно связано с развитием женского обучения, так как становление системы женского образования в России являлось важным показателем положительной динамики положения женщин в русском обществе. Длительное время государство не считало важным открытие высших и средних учебных заведений для женщин. Власть долгий срок мыслило стереотипно для той эпохи, считая, что женщина должна являться только хранительницей домашнего очага, под строгим крылом мужа или отца. Велась активная борьба за право получения среднего и высшего образования женщинами, но только высших сословий. Вскоре императрицей Екатериной II, заинтересовавшейся практикой французского светского образовательного учреждения, было открыто первое в России учебное заведение для женщин, получившее название «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Хоть женщины и получили право на обучение, однако долгое время

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Структура системы женского образования в России в конце XVIII и первой половине XIX вв. 8

1.1. Исторические условия появления и развития женского образования в России 8

1.2. Типология образовательных учреждений 12

Заключение по главе 1 18

Глава 2. Институты благородных девиц в системе женского образования первой половины XIX века 20

2.1. Представление власти о целях и задачах женского образования 20

2.2. Социально- психологические проблемы институток 24

Заключение по главе 2 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Источники и литература 33

Источники и литература

1. Ведомство учреждений императрицы. Марии: Краткий исторический очерк. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб., 1874.

2. Водовозова Е. Н. Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах. М.: Алгоритм, 2017.

3. Воспоминания Стерлиговой А.В. о Санкт-Петербургском Екатерининском институте: 1850-1856. М.:1898.

4. Дмитриева Н. А. Процесс формирования системы женского образования в России в XIX в. как объект исторического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008, номер С. 107-110;

5. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. М: Дрофа, 2009.

6. Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц / Сост. В.М. Боковой и Л.Г. Сахаровой. М.: НЛО, 2005.

7. Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц / Сост. Г.Г. Мартынова. М: «Издательство Ломоносовъ», С. 288, 2013.

8. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. 1916.

9. Колосова Е.М. Ведомство императрицы Марии Федоровны: вклад в педагогическое образование: монография. СПб: «Астерион», 2006.

10. Константинов Н. А. Очерки по истории начального образования в России. М., 

К первому отделению первого разряда было отнесено Воспитательное общество благородных девиц или Смольный институт как наиболее элитное учебное заведение, с самой обширной учебной программой из всех женских образовательных учреждений. Но даже в таком учебном заведении, как выражались чиновники программа не выходила «за пределы познаний женского пола». Во второе отделение попали такие заведения как Санкт-Петербургское и Московское училища ордена Святой Екатерины, Патриотический, Харьковский, Одесский и некоторые другие. Учебная программа в них была несколько слабее, чем в Смольном институте, однако, вполне, в представлениях чиновников, отвечала приличному уровню дворянского образования.
Во второй разряд попали учебные заведения, с гораздо менее обширной программой, по сравнению с первым разрядом. Причиной такого подхода было обозначено боле сложное финансовое положение учениц таких заведений, а, значит,