Институт семейного права Древнего Китая
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: В современном обществе в условиях глобализации происходит активное сближение государств между собой. В том числе происходит сближение России с Китаем не только как экономических партнеров, но и политических. Китай является одним из немногих государств, сохранившим традиционные устои, которые наиболее выражено, преобладают в институте семейного права. Семейные традиции и обычаи, регулировавшие брачно-семейные отношения в эпоху древности, сохранились в современном Китае. Изучение семейного права Древнего Китая позволит ознакомиться с принципами и традициями, которые легли в основу современного семейного законодательства, что в свою очередь, в дальнейшем расширяет сферу изучения культуры и традиций современного Китая.Позитивная сторона данного исследования заключается в том, что в Китае очень строго чтут традиции и обычаи своего пошлого, а приобщение к китайской традиционной культуре позволит выстроить наиболее прочные межгосударственные отношения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль и значение семьи в Древнем Китае
2. Принципы древнекитайской семьи и их основное значение
3. Особенности и значение брака в Древнем Китае
4. Особенности древнекитайского брачного ритуала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы
Ван Янь Янь. Традиции семейного воспитания в Китае // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №43-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semeynogo-vospitaniya-v-kitae (дата обращения: 10.04.2023).
Васильева, М. С. Традиционная китайская семья как школа воспитания детей / М. С. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 6-1. – С. 105-109. – EDN UNRFIB.
Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дом “Университет”, 2000. – 227 с.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. – М.: Издательская фирма « Восточная литература» Ран, 2001. – 488 с.
Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1888 – 494 с.
Кейдун Ирина Борисовна Конфуцианский трактат ли цзи о брачном ритуале в древнем Китае // Общество и государство в Китае. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianskiy-traktat-li-tszi-o-brachnom-rituale-v-drevnem-kitae (дата обращения: 02.04.2023).
Крюгер Р. Китай. История страны / Рейн Крюгер [пер. Д.Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева]. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. – 544 с.
Коваль Алексей. Всемирная история. Древний Китай. Харьков: Клуб семейного досуга, 2021. – 337 с.
Наумова Т.В. Сыновняя почтительность (Конфуций о древнекитайской культуре сыновней почтительности как об одной из основ государственного устройства) // Дискурс-Пи. 2004. №1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/synovnyaya-pochtitelnost-konfutsiy-o-drevnekitayskoy-kulture-synovney-pochtitelnosti-kak-ob-odnoy-iz-osnov-gosudarstvennogo-ustroystva (дата обращения: 07.04.2023).
Свечникова, М. С. Идеальные и реальные представления о семье и браке в конфуцианской традиции / М. С. Свечникова // XV Неделя науки молодежи северо-восточного административного округа города Москвы: Сборник статей участников научных конференций и круглых столов, Москва, 20–30 апреля 2020 года. – Москва: Стратагема-Т, 2021. – С. 200-203. – EDN XVTICT.
Брак в Древнем Китае рассматривался как социальный акт, заключаемый между главами кланов. «Брачный ритуал влечет за собой счастье и гармонию соединения двух родов» - пишет Конфуций в «Ли Цзи».Главной целью брака было слияние двух кланов и рождение наследников мужского пола, которое обеспечивало продолжение служение предкам. Брак заключался, исключительно, в интересах семьи, что было типично для всех восточных государств той эпохи, жених и невеста не имели права выбора. Глава 44 статья 3 подтверждала: «Сначала – почитание и соблюдение, уважение и точное следование брачному ритуалу, а потом – чувства жениха и невесты» .Брак являлся важным событием не только для одной семьи, а для всего общества. Сложившееся патриархальная система общества устанавливала неравноправие мужчины и женщины. Все вопросы о браке всегда решала семья жениха. Главной целью мужчины было обзавестись сыновьями, это обуславливалось принципом «сыновней почтительности» и влиянием «культа предков». Л.С. Васильев подробно объясняет влияние культа предков: « … первой обязанностью всякого главы семьи и носителя культа предков, служащего как бы посредником между покойными предками и их живущими потомками является ни в коем случае не навлечь на себя гнев покойных» . Отсутствие сыновей считалось худшей непочтительностью к родителям, трактат «Мэн Цзы» закреплял: « Есть три проявления непочтения родителей, из которых наибольшим является неимение потомство».