Цифровая грамотность как предпосылка для развития социального капитала
Введение
Аннотация. Актуальность данной статьи определяется тем, что социальный капитал, который является предметом исследования автора, в современном обществе рассматривается как важная основа влияния на цифровую грамотность. В статье раскрывается теоретико-методологические проблемы анализа социального капитала и цифровой грамотности. Проведено исследование одного из инструментов измерения социального капитала в современном информационном пространстве. Автором использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, обзор научных публикаций, сравнительный анализ статистических данных, метод описания. В результате проведенного исследования получены следующие выводы: 1) характер цифровизации определяется качеством и количеством накопленного виртуального социального капитала, который выражается и в финансовой грамотности; 2) в обществе, в котором активно пользуются интернетом, создаются условия для роста цифровой и финансовой грамотности; 3) государство либо создает стимулы, либо, ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс финансовой грамотности у населения.
Не найдено
В настоящее время отсутствует утверждённая стандартизированная методология расчёта индекса цифровой финансовой грамотности населения со стороны профессиональных международных сообществ. Многие исследователи предлагают свою модель изучения цифровой грамотности. Рассмотрим некоторые из них.Так, Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова предлагают психологическую модель цифровой компетентности, который включает четыре компонента, соответствующих четырем важнейшим сферам жизнедеятельности: информационная и медиа, коммуникативная, техническая и потребительская компетентности [Солдатова,2014, с.25-31]. Модель цифровой грамотности, предложенная А.В. Шариковым, также включает четыре компонента: технико-технологические и содержательно-коммуникативные возможности, а также технико-технологические и социо-психологические угрозы [Шариков, 2018, с.96-112]. В исследовании Е.А. Мерзляковой цифровые компетенции рассматриваются как неотъемлемый элемент современного социального капитала [Мерзлякова, 2019, с.166-171].Наиболее распространенные цели использования Интернета населением позволяют предположить необходимые для этого навыки и знания, входящие в структуру цифровой грамотности. Согласно статистике, в 2020 г. население в возрасте 15–74 лет использовало Интернет в первую очередь для коммуникации: 76,6 % осуществляли с его помощью телефонные или видеозвонки, 75 % – участвовали в социальных сетях, 69 % – общались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями [Абдрахманова,2021,с.187]. Также 63,5% населения просматривает новости, осуществляет банковские операции – 57,3% населения и ищет информацию о товарах и услугах с помощью Интернета – 55,9 % населения. Для осуществления указанных действий необходимы коммуникационные навыки, умение работать с информацией – искать, анализировать, отличать недостоверную информацию, работать с ее большим объемом, обеспечивать защиту своих данных [Ишмуратова, 2022, с.50-90].