Оценка и выявление приоритетных методов покрытия бюджетного дефицита, как способа сбалансированности бюджета
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что федеральный бюджет России является важной составной частью бюджетной системы Российской Федерации, состояние его сбалансированности влияет на многие экономические показатели и на состояние экономики в целом. В случае дисбаланса бюджет принимает профицитное и дефицитное состояния, которые могут приводить к кризисным ситуациям, для предотвращения таких ситуация государство должно принимать необходимые меры для минимизации и устранении дефицита бюджета. Поэтому проблемой данной работы является отрицательное воздействия дефицитности бюджета на его сбалансированность и на экономику страны в целом.
Целью данной работы является оценка и выявление приоритетных методов покрытия бюджетного дефицита, как способа сбалансированности бюджета.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность федерального бюджета Российской Федерации и его структурные части;
- рассмотреть подходы к оценке сбалансированности бюджета;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические и правовые аспекты государственного бюджета Российской Федерации 7
1.1 Сущность федерального бюджета РФ, его расходные и доходные части 7
1.2 Подходы к рассмотрению сбалансированности федерального бюджета 12
1.3 Проблема дефицитности бюджета и способы борьбы с ней 16
2. Анализ сбалансированности бюджета РФ 2018-2022 г.г. и выявление причин бюджетного дефицита 20
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2018 - 2020 г.г. 20
2.2 Анализ динамики показателей исполнения государственного бюджета РФ за 2018-2022 г.г. и его сбалансированности 27
3. Управление бюджетным дефицитом в целях сбалансированности бюджета 30
3.1 Оценка методов финансирования дефицита федерального бюджета 30
3.2 Приоритетные методы борьбы с дефицитом бюджета Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4 "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5 "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6 Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие для магистров / Мельников В. В.. // — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега-JI», 2015. — 338 с.: ил. — (Высшее экономическое образование).
7 Кудря Ю. С. Управление государственным бюджетом // Экономика и социум. - 2020. - №10 (77). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-gosudarstvennym-byudzhetom (дата обращения: 07.05.2023). – Текст: электронный.
8 Куприянова Л. М., Сурхаев И. Д. Сбалансированность федерального бюджета // Учет. Анализ. Аудит. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-federalnogo-byudzheta (дата обращения: 07.05.2023). – Текст: электронный.
9 Масакова С. С. Сбалансированность государственного бюджета. теоретические аспекты // Вестник науки. - 2019. - №6 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-gosudarstvennogo-byudzheta-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 07.05.2023). – Текст: электронный.
10 Михайлов А. С
По экономическому содержанию выделяют активный и пассивный дефицит. Активный дефицит возникает в результате увеличения расходов, то есть создается государством сознательно в целях активного воздействия на экономическую конъюнктуру. В свою очередь пассивный дефицит является вынужденным явлением и возникает в результате снижение доходов государственного бюджета.
Также в зависимости от продолжительности бюджетный дефицит бывает временный, который длится в течение одного года, и долговременный, длительность которого превышает один год, и дефицит принимает хронические состояние.
Первичный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом всей суммы выплат по государственному долгу [6]. Наличие и увеличение первичного дефицита приводит к увеличению долга и росту расходов на его обслуживание. В результате чего возрастает задолженность государства.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это скрытый дефицит федерального бюджета,