Когнитивные искажения в диагностической деятельности педагога-психолога

Скачать статью на тему: Когнитивные искажения в диагностической деятельности педагога-психолога. В которой показана психологическая диагностика. Представлен обзор на когнитивные искажения.
Author image
Ekaterina
Тип
Статья
Дата загрузки
29.01.2025
Объем файла
42 Кб
Количество страниц
12
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Аннотация: Данная статья посвящена обзору ошибок в диагностической деятельности педагога-психолога. Проанализированы задачи, с которыми встречается в повседневной практике педагог-психолог. Показано влияние когнитивных искажений и эвристик на постановку психологического диагноза. Кратко освещены способы профилактики и снижения диагностических ошибок.         

Не найдено

Ануфриев А. Ф. Диагностическое мышление педагога-психолога: каузальная атрибуция и каузальная диагностика //Категория «социального» в современной педагогике и психологии. – 2020. – С. 108-113.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей //М.: Ось. – 1999. – Т. 89. – С. 224.
Ануфриев А. Ф., Ферапонтова М. В. Развитие диагностического мышления студентов педагогов-психологов с помощью автоматизированных кейс-систем по психолого-педагогической диагностике //Коллекция гуманитарных исследований. – 2021. – №. 4 (29). – С. 20-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-diagnosticheskogo-myshleniya-studentov-pedagogov-psihologov-s-pomoschyu-avtomatizirovannyh-keys-sistem-po-psihologo (дата обращения: 14.04.2023).
Елшанский С. П., Ефимова О. С. Операциональное мышление в структуре диагностического мышления современного педагога-психолога //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2020. – №. 3. – С. 104-118.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operatsionalnoe-myshlenie-v-strukture-diagnosticheskogo-myshleniya-sovremennogo-pedagoga-psihologa(дата обращения: 14.04.2023).
Зваан Л. Психология диагностической ошибки/ Л. Зваан//Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 3. С. 91-98.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения / Пер. с англ. – X.: Гуманитарный центр, 2005, – 632 с.
Кузнецов О. П. Ограниченная рациональность и принятие решений //Искусственный интеллект и принятие решений. – 2019. – №. 1. – С. 3-15.
Куравский Л. С. и др. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования //Психологическая наука и образование. – 2012. – Т. 17. – №. 1. – С. 56-65.
Логинов Н. И., Александрова А. И. Современные тенденции в зарубежных исследованиях когнитивных искажений в процессах принятия решений //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – №. 3. – С. 44

Одной из ключевых компетенций психолога в сфере образовании является диагностическая работа. С целью своевременного, целесообразного и эффективного оказания помощи обучающимся, родителям и педагогам, существует необходимость в точной оценке индивидуально-психологических особенностей диагностируемого лица и выявление действующих причин конкретного состояния исследуемого из наиболее вероятных. Таким образом, диагностические задачи, преимущественно с которыми встречается педагог-психолог, представляют собой задачи двух видов: оценочные и причинные. К оценочным задачам относятся диагностические мероприятия: определения готовности к школе, интеллектуальных способностей, отбора в профильные классы и профориентации, диагностики с целью определения групп риска. Причинные задачи направлены на выявление разнообразных проблем: школьной неуспеваемости, межличностного взаимодействия, отклоняющегося поведения, личного неблагополучия и т.д. [1, с. 108].Разумеется, данные виды задач, требуют от диагноста разной степени когнитивных усилий, так как представляют собой отличные друг от друга познавательные процессы.  В первом случае диагност регистрирует, получает и обрабатывает данные согласно заданной процедуре исследования и инструкциям, оперируя диагностическими методиками.

Похожие работы