Факторы, влияющие на становление аддиктивного поведения у подростков
Аддиктивный процесс охватывает человека, начинает регулировать его жизнь. Индивид, в свою очередь, становится беззащитным перед собственным пристрастием. Волевые усилия слабеют и не дают возможности противодействовать зависимости. Выбор аддиктивной стратегии поведения определен неспособностью в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические обстоятельства, многочисленные расстройства, крах идеалов, конфликты в семье, потеря родных и близких, резкая смена привычных стереотипов. Для нашего времени свойственно и то, что происходит стремительное нарастание перемен во всех областях общественной жизни.
Вместо того, чтобы найти оптимальный выход из сложной ситуации аддиктивная личность избегает проблем. Адаптационные возможности нарушаются на психофизическом уровне.
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости/ А.Е. Айвазова. – СПб: Речь, 2003. – 120 с.
2. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: Руководство для специалистов социальных практик / Н. В. Вострокнутов. – М: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета: Психологический журнал / А.Е. Войскунский - 2004. - Т. 25, - № 1. - С. 90-100.
4. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей/ Г.В. Старшенбаум. М.: Издательский дом: Когито-Центр, 2006. – 367 с.
5. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева.- Новосибирск: НМИ, 1998. – 172 c.
6. Дмитриева Н.В. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности/ Н.В. Дмитриева, Л.В. Левина. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 188 c.
7. Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе/ С.В. Титова. СПб: Питер, 2008. – 240 с.
8. Молокостова А.М. Личностные особенности пользователей ролевых онлайн-игр с разным уровнем склонности к зависимости. / А.М. Молокостова, В.А. Дудова. Текст: электронный // Гуманитарные науки. – 2014. № 4. - URL: www.apriori-journal.ru (дата обращения: 15.11.2021).
Е.В. Велановская утверждает, что для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Наличие аддиктивного поведения для подростка выступает как некий «пропуск» в подростковую субкультуру и выполняет некие функции:
− ощущение взрослости и освобождения от родителей;
− чувство принадлежности к группе, среда неформального общения;
− регулировка эмоционального состояния;
− реализация креативного потенциала через экспериментирование с различными веществами [Войскунский «Актуальные проблемы»].
Психологические факторы характеризуются личностными особенностями человека, перенесенными психологическими травмами на различных этапах жизни. Также влияние при формировании аддиктивных расстройств оказывают такие факторы как:
− непереносимос