Организация и проведение занятий по декоративно-прикладному творчеству для детей со специальными потребностями
В современном мире вопросам специфики и возможности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата все больше уделяется внимания. Жизнь ребенка с диагнозом детский церебральный паралич в сочетании с другими тяжелыми нарушениями развития протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих способностей и их проявления.
Значительным потенциалом, как для улучшения жизненных компетенций и оптимизации пространства, так и для реализации прав детей-инвалидов, обладает творческая деятельность, но этот потенциал пока мало используется в работе с детьми, страдающих церебральным параличом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кроткова, А. В., Сатари, В. В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 47 с. – (Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья). – 160 с. – (Специальная психология).
2. Левченко, И. Ю., Приходько, О. Г., Гусейнова, А. А. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 128 с. – (Специальная психология).
3. Аг-оол Е. М. Развитие мелкой моторики рук с помощью тувинской игры «Кажык» у детей с детским церебральным параличом // Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 155–159.
4. Буторина, О. Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования: автореф. диссертации на соиск. степ. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2011. – 23 с.
5. Иванищева С. В. Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. – С. 632–634.
6. Киселева С. Е. Особенности досуговой деятельности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. - №8. – С. 125-129.
7. Красный, Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. – Изд. 3-е. – М.: Теревинф, 2019. – 256 с.
8. Мельничук И. С. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП) // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – Том 1. – С. 132-137.
Для работы по организации и проведению занятий декоративно-прикладным творчеством была выбрана группа детей, которые по состоянию здоровья относятся к детям-инвалидам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата вследствие церебрального паралича и сопутствующие основному диагнозу тяжелые множественные нарушения в развитии. Ниже представлена краткая характеристика возможностей детей в группе согласно определенным классификациям.
По системе классификации больших моторных функций GMFCS, которая основана на оценке самопроизвольных движений, с акцентом на умении сидеть, перемещаться и менять положение тела в пространстве дети полностью зависят от окружающих, самостоятельное передвижение невозможно, при этом используются ручные инвалидные кресла [8].
По системе классификации мануальных способностей (MACS) оцениваются возможности манипуляций с предметами у детей с церебральным параличом, что позволяет с точностью оценить уровень деятельности не одной,