Реализация этноконфессиональной политики в национальных республиках Российской Федерации в 1990-е гг
Введение
Ситуацию, сложившуюся на территории бывшего СССР в сфере межэтнических отношений, можно определить как следствие грубого вмешательства бывших политических режимов в естественный процесс этногенеза и не вполне адекватной этнополитики новейших независимых государств. Распад СССР открыл широкие возможности для культурного и политического самоопределения этносов. Однако замечена определенная дисгармония между этнической самобытностью и интеграцией, их внутренняя структура, родоплеменные, конфессиональные предпочтения превалировали над этнонациональной самоидентификацией. Вследствие государственного размежевания разорванной оказалась ткань многих этнических сообществ. Государства, образовавшиеся при распаде СССР, не имеют традиций демократического осуществления этнополитики, не смогли в первые дни обеспечить надлежащее регулирующее влияние на ход этносоциальных и этнокультурных процессов, а в отдельных случаях отходили от демократических принципов их осуществления.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Этноконфессиональная политика в 1990-е годы: федеральный аспект………………………………………………………………………………6
Правовое поле и государственные органы в 1990-е годы……………….6
Особенности национальной политики в России………………………..12
Глава 2. Этноконфессиональная политика в 1990-е годы: региональный аспект……………………………………………………………………………16
Правовое поле этноконфессиональной политики в национальных республиках РФ в 1990-е годы…………………………………………...16
Межэтнические отношения, складывающиеся в национальных республиках в 1990-е годы……………………………………………….25
Региональные мероприятия по устранению напряженности межэтнических отношений………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы…………………………...37
Список использованных источников и литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения : 10.04.2023).
О национально-культурной автономии [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-17061996-n-74-fz-o (дата обращения : 11.04.2023)
О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 22 февр. 1997 г. № 217. URL : http://docs.cntd.ru/document/9038702 (дата обращения : 10.04.2023)
О республиканской целевой программе защиты и развития языков народов Республики Хакасия на 2001-2005 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Хакасия от 20 нояб. 2000 г. № 213. URL : http://docs.pravo.ru/ document/ view/15292839/12126495 (дата обращения : 10.04.2023).
Конституция Тувы от 12 октября 1993 г. (текущая редакция по состоянию на 10 июня 1996 года) [Электронный ресурс] // Предпринимательское право. URL : http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_65634.html (дата обращения : 10.04.2023).
Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : https://constitution.garant.ru/region/cons_hakas/ (дата обращения : 10.04.2023).
Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята 7 июня 1997 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : https://constitution.garant.ru/region/cons_altai/ (дата обращения : 10.04.2023).
С началом демократизации российского общества в Тыве была принята Конституция в 1993 г. о праве выхода ее из состава России, праве решения вопросов войны и мира, «особом положении» республиканского гражданства. Эксперты в Конституции насчитали 26 статей, противоречащих законам страны. Отметим, что региональную Конституцию приняли на два месяца раньше, чем Конституцию России. Возможно, в некоторой степени это послужило причиной того, что некоторые ее положения не согласовывались с единым правовым пространством. С другой стороны, как такового пространства в кризисный период не было сформировано. Данная ситуация являлась реальным отражением жизни российского общества, когда возможности федеральных органов власти по координации конституционных процессов в субъектах по обеспечению общефедеральных интересов были крайне ограничены [23]. В последующем местный парламент внес около 60 поправок [19], в частности, были исключены положения о праве на самоопределения и выходе из состава России путем всенародного референдума Республики Тыва.Несмотря на противоречивый характер данного документа, в нем были заложены основные цели, задачи и механизмы реализации региональной этнонациональной политики. Прежде всего, Конституция Республики Тыва содержала важные запрещающие нормы, призванные стабилизировать межнациональную обстановку. Говорилось, что республика отвергает войну как средство разрешение споров между народами (ст. 3), запрещает деятельность, направленную на разжигание национальной вражды (ст. 10). Также в ней устанавливался целый ряд гарантирующих норм. Это гарантия социальной защиты независимо от национальностей (ст. 23), равенство прав и свобод независимо от прав и языка, право определять свою национальность и гражданство (ст. 30), гарантия равных возможностей для сохранения и развития языков всех народов (ст. 33). В этой же статье государственным языком провозглашался тувинский язык, а русский – языком общефедеральным и гарантировалось их равноправное употребление во всех сферах [5].