История становления и развития предпринимательства в акмолинской области в конце xix — начале xx вв.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История становления и развития предпринимательства в рамках исторической эпохи (конец XIX — начало XX вв.) охватывает целый комплекс видов предпринимательской деятельности: промышленное, торговое, кредитное – и требует всестороннего исследования темы с выяснением роли отдельных личностей в экономическом развитии дореволюционного Казахстана. Историческая эпоха всегда связана с именами людей. В исторических преданиях казахского народа всегда большое внимание уделялось личности. Как раз в этом и заключается один из основных принципов исторической памяти — персонификация истории. Поэтому важно рассматривать процесс становления и развития предпринимательства основываясь не только на общих сведениях о торговых оборотах, статистических данных о количестве и видах торгово-промышленных заводов и фабрик, но и через изучение деятельности как можно большего количества предпринимателей региона как субъектов исторического прошлого. Особое место в исследовании д
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………..14
1.1 Исторические предпосылки появления предпринимательства…………..14
1.2 Формирование новых групп населения-предпринимателей……………...22
2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….36
2.1 Особенности развития промышленного предпринимательства………….36
2.2 Формы торговли и их развитие в регионе………………………………….61
2.3 Торговые пути как важный показатель развития торговли……………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Краткий статистический очерк промышленности и торговли в Акмолинской области за 1880–1894 гг. / Сост. секр. Ом. контрол. палаты Н. Коншин. – Омск: Акмол. обл. стат. ком., 1896. – 40 с. URL: https://www.prlib.ru/item/341384
2 Михайлов В. Киргизские степи Акмолинской области (по обследованиям ветеринарных врачей). Кушмурунская волость // Записки Западно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. – Омск, 1893. – Кн. 16. – Вып. 1–20 с. URL: https://www.academia.edu/79013457/Михайлов_В_Киргизские_степи_Акмолинской_области_по_обследованиям_ветеринарных_врачей_Записки_Западно_Сибирского_отдела_ИРГО_Кн_XV_вып_III_Омск_1893
3 Михайлов В. Беседы о скотоводстве // Киргизская степная газета. 1894. – №4. – с. 3–4. URL: https://lib.tsu.ru/mminfo/2018/000416051/index.html4 Дильмухамедов Е.Д. Из истории горной промышленности Казахстана. – Алма-Ата, 1976. – 156 с.
5 М.П. Вяткин. Социально-экономическое развитие Средней Азии // Фрунзе: Издательство «Илим», 1974. – 226 с.
6 ГАГА. Ф. 362. Оп. 4
7 Колмогоров Г. В. О промышленности и торговле в Киргизской степи Сибирского ведомства. – «Вестник Русского географического общества», 1855.
8 Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах: ист. исслед. Т. 1 : от начала золотопромышленности в Сибири до 1870 г., 1898. - 657 с.
9 Глушков Е. Нефть в Уральской области. / И. Н. Глушков. - Грозный : тип. Я. Н. Орлова, 1912. – 54 с.
10 Положенцев А. Славные страницы нашей истории // Курс. 2009. – № 14 (514). – с. 24–25
11 Г. М. Ахметова. Состав, статус и основные виды деятельности купечества Казахстана // Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Исторические и социально-политические науки», №3 (50), 2016 г. с. 7–14
12 Абсеметов М. О. Астана: город с тысячелетней историей. –Астана, 2009. - 312 с.
13 Чунаев Х. Объявление // Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям. 1891. - №19. – с. 8
14 Бекмаханов Е. Очерки истории Казахстана XIX в.: посо
Предприниматель по требованию губернатора представил Правила для автомобильного сообщения и вскоре получил разрешение. Автомобили были выписаны, в типографии было отпечатано «Расписание пассажирских рейсов автомобильного сообщения Куклин и К». Пассажиры, едущие в Кокчетав и Атбасар доезжали до станции Азатской (152 в.), а едущие в «Боровое» доезжали на автомобиле до деревни Дорофеевки (220 в.). [58, с. 22–23] Однако, пассажиров оказалось совсем немного, предприятие Куклина просуществовало 4 месяца и , терпя убытки закрылось.
В том же году акмолинский мещанин Дмитрий Толокнов ходатайствовал об открытии автомобильного движения между городами Петропавловск и Акмолинск. Предприниматель намеревался приобрести в Париже автомобиль производства «Блерио», который способен был развивать скорость 30–40 км/час. К заявлению предприниматель приложил удостоверение Акмолинского уездного начальника за № 6628 о том, что препятствий к организации дела н