Стыд и чувство вины как механизмы социализации личности

Реферат на тему: Стыд и чувство вины как механизмы социализации личности
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
17.08.2022
Объем файла
40 Кб
Количество страниц
11
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Согласно социальной психологии вину и стыд стоит рассматривать исключительно, как чувства, относящиеся к сфере социальных эмоций. Ряд ученых считают, что у человека есть определенный репертуар чувств и эмоций, с которым он рождается на свет. Чаще всего упоминаются: удовольствие иногда радость, проявляющиеся в улыбке; страх, плачь ребенка; недовольство, раздражение, попытка оттолкнуть или отвернутся от неприятного стимула; отвращение, непосредственно связанное с рвотным рефлексом. Вот, пожалуй, и все. Не так уж много. Не в одном из известных нам источников не упоминается о врожденном чувстве вина и стыда, но есть книга, в которой метафорически описано рождение человека через познание этих двух чувств. Эта книга Библия. В части вкушения плода с дерева познания добра и зла. Естественно, что все Библейские события имеют символический характер и нет ничего удивительного в том, что социальная психология как наука обращается к этой кладези метафорическо-символических притч, давно являющихся наполнением коллективно бессознательного сознания.

 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………………….13
Библиографический список……………………………………………………..14

 

Библиографический список
1. Муздыбаев, К. Переживание вины и стыда. – СПб., 1995.
2. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. – М., 1979.
3. Матюшин, Г.Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. – М., 1998.
4. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. – М., 2002.
5. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. – СПб., 2006.
6. Килборн, Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – №1 [Э/р] – Р/Д: http:/
/psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID= 2951&sphrase_id=31406
7. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М., 2007.
9. Крылов, А.А. Психология: учебник для вузов. – М., 2005.
10. Мельникова, Н.В. Психология нравственности: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск, 2004.
11. Райх, В. Анализ характера. – М., 2000.
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М., 2004.
13. Столин, В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
14. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. – М., 2007.

 

В.В. Столин, изучая самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта, указывал на ряд специфических модальностей, среди которых он выделял внутреннюю конфликтность и самообвинение, связанные с переживанием чувств вины и стыда [13]. Кроме того, отметим, вина и стыд используются культурой как социальные регуляторы поведения, определяющие методы и способы воспитания, наказания и поощрения, взаимодействия между членами общества. Механизм использования стыда в качестве регулятора поведения основан на стремлении человека быть частью группы, и может быть реализован в подчинении индивидуального поведения групповому стандарту при помощи общественного мнения, высмеивания, бойкота. Регуляция поведения посредством вины подразумевает осуществление социального контроля внутренними санкциями, где акцент делается на индивидуальном достижении и инициативе, опоре в жизненных реализациях на свое «Я» [5]. 
В рамках этнопсихологии активно разрабатывалась типология культур вины и стыда, впервые предложенная Р. Бенедикт. Согласно данной теории различаются культуры, центрированные на чувстве вины, в которых социальный контроль осуществляется посредством внутренних санкций самого человека, и культуры, центрированные на чувстве стыда, где поведение индивидов контролируется обществом посредством угроз их личной репутации [14].Но, несмотря на существование различных подходов в изучении роли вины и стыда в регуляции поведения, согласимся с утверждением И.С. Кона о том, что страх, стыд и вина составляют единый ряд регуляторов социального поведения и играютважную роль в социализации личности [14]. Подводя итог проведенному анализу, мы можем обобщить полученную информацию выделив этапы становления форм регуляции социального поведения личности в культурно-историческом контексте. Изначально у человека отсутствуют какие-либо ограничения и морально-нравственные основы поведения, то есть социальные нормы поведения еще не выработаны.

 

Похожие работы