Исследование состояния произношения звуков раннего онтогенеза, фонетического слуха, звуко-слоговой структуры слов и фраз
Введение
Аннотация: Статья посвящена исследованию нарушений произношения звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями, а также установлению взаимосвязи данных дефектов с нарушениями фонетического слуха, звуко-слоговой структуры слов и фраз, и подвижностью органов артикуляционного аппарата.
Список литературы
Логопедия: теория и практика / Под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Эксмо, 2022. – С. 96
Жулина Е.В., Солнцева Т.В. Экспериментальное исследование нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64. – С. 66-69.
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – 207 с.
Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 144 с.
Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб.: ИД ЛИТЕРА, 2022. – 32 с.
Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 32 с.
Серебрякова Н.В. Соломаха Л.С. //Диагностика нарушений речи у детей и организации. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – С. 48-60.
В последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту количества детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями. Одной из самых распространенных речевых патологий является дизартрия. Под дизартрией принято понимать нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры вследствие органического поражения центральной и периферической нервной системы. [Логопедия: теория и практика 2022]. Существует множество видов дизартрий, однако общим их признаком является нечеткое произношение многих звуков, в том числе, и звуков раннего онтогенеза.Еще недавно считалось, что звуки раннего онтогенеза подвергаются нарушению очень редко и такие термины как каппацизм, гаммацизм, хитизм были известны логопедам лишь в теории, однако, сегодня с подобными случаями все чаще приходится сталкиваться на практике. Для большинства нарушений звуков раннего онтогенеза на данный момент даже не разработано соответствующих названий. Более того, не существует и четкого определения, какие именно звуки следует относить к категории звуков раннего онтогенеза, авторы, классифицирующие все звуки языка на звуки раннего и позднего онтогенеза (а иногда и среднего) зачастую расходятся в своих мнениях. Поэтому следует уточнить, что употребляя в тексте статьи термин «звуки раннего онтогенеза», мы будем подразумевать набор тех звуков, которые наиболее просты по своему артикуляционному укладу и появляются у детей в период до 3 лет, это: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э], [М], [М’], [П], [П’], [Б], [Б’], [Ф], [Ф’], [В], [В’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’], [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [j] [Хватцев 1961].