Отечественная историография скандинавской мифологии XX-XXI веков
Введение
Исследование социальных, политических, духовно-культурных аспектов Скандинавии на различных этапах ее истории было и есть актуальным для отечественных учёных. Это связано с тем, что Скандинавские страны оказывали сильное влияние на Россию, в том числе и на культурном уровне. Кроме того, формирование цивилизации на Скандинавском полуострове является одной из самых интересных и насыщенных страниц истории Европы.Мифология представляет собой одну из наиболее популярных тем в исследованиях в области истории и культуры Скандинавии, привлекая все большее внимание ученых по всему миру. Мифотворчество в целом является важным феноменом в культурной истории всего человечества. В первобытном обществе это был один из основных способов понимания окружающего. Мифы выражали мироощущение и миропонимание того времени, когда они были созданы, а также помогали объяснить устройство мира. В «Мифологическом словаре» под редакцией Е.М. Мелетинского, известного исследователя фольклористики, сказано, что слово «миф» происходит из греческого языка и означает «предание» или «сказание».
Введение 3
1. Эдда, сага, эпос и поэзия скальдов. Взгляды исследователей на источники информации о скандинавской мифологии. 5
2. Модель мира скандинавской мифологии. Космогония, этиология. 10
2.1. Время в скандинавской мифологии. 10
2.2. Космогония. Представление о пространстве. 12
3. Скандинавский пантеон. Герои и другие мифические существа. 20
4. Скандинавская эсхатология. Рагнарек. 31
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Список использованной литературы
Гуревич А. Я. "Эдда" и сага. Наука, 1979.
Гуревич А. Я. История и сага. Наука, 1972.
Гуревич А. Я. Походы викингов. М.: Наука. – 1966.
Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов. — Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975.
Дворецкая И. А., Носова Е. С. Трансформация языческой идеи гибели мира под влиянием христианского вероучения в Скандинавских странах в X-XI вв //Преподаватель ХХI век. – 2014. – Т. 2. – №. 4. – С. 263-269.
Доброва Е. В. Популярная история мифологии. М.: Вече. – 2003.
Е. С. Носова Традиции российской исторической скандинавистики в отечественной науке XX века. // Политика и Общество. - 2012. - № 6. - C. 68-72.
Королёв К. Скандинавская мифология. М.: Эксмо. – 2007.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в северной Европе. – Л, 1985. – Т. 22.
Матюшина И. Г. Исследования древнескандинавских памятников в трудах ЕМ Мелетинского и их рецепция в современной скандинавистике //Фольклор: структура, типология, семиотика. – 2018. – №. 1-2. – С. 80-105.
Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранняя форма эпоса. – 1968.
Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания/отв. ред. ЕС Новик //М.: РГГУ. – 1998.
Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии. Мифологический словарь. – 1991. – С. 653-658.
Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – 2001.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
Никуличева Д. Б. СКАНДИНАВИСТИКА: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ //СИНХРОНИЯ, ДИАХРОНИЯ, ТЕКСТОЛОГИЯ. – 2016. – С. 238-250.
Петров Ф. К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе // Вестник ЧелГУ. 2003. №1. Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. – 2013.
Сванидзе А. А. Викинги-люди саги: жизнь и нравы. Москва: Новое литературное обозрение. – 2014.
Стеблин-Каменский М. И. Исландские саги. Ирландский эпос. – 1973.
Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л.: Наука. – 1967.
Стеблин-Каменский М. И. Миф. – Наука, Ленингр. отд-ние, 1976.
М.И. Стеблин-Каменский предлагает следующий взгляд на то, как древние скандинавы воспринимали пространство. В эддических мифах пространство представлено в виде конкретных фрагментов, которые являются местом действия или пребывания. Пространство не ориентировано относительно вселенной в целом и не существует карты мира эддических мифов. Он ссылается на то, что слово «heimr» (мир) в эддах имеет значение «жилище» и употребляется во множественном числе, обозначая различные конкретные куски пространства. В эддических мифах отсутствует представление о вселенной как едином целом и сверхчувственном мире. Все миры, упоминаемые в мифах, рассматриваются как одинаково реальные. Ложное восприятие Тором в мифе об Утгарда-Локи объясняется иллюзионистским трюком, а не существованием нереального мира. Стеблин-Каменский подтверждает свою точку зрения, исследуя скандинавскую космогонию. В трех песнях «Старшей Эдды» («Прорицание вёльвы», «Речи Вафтруднира» и «Речи Гримнира») описывается сотворение мира, но основное внимание уделяется возникновению его отдельных составляющих, таких как земля, небо, море, скалы, камни и облака. В «Младшей Эдде» эти рассказы объединены и дополнены информацией из других источников. Однако ни в одном из этих рассказов не используется слово «мир» (heimr), о котором уже упоминалось. Вместо этого акцент делается на происхождении отдельных частей мира. Эддические рассказы о сотворении мира на самом деле описывают изменение уже существующих элементов, а не создание из ничего. В них упоминается превращение тела великана Имира в различные части мира, такие как земля, скалы, небо, море и деревья. Имир, в свою очередь, возник из ядовитых капель из рек Эливагар. Существование других элементов, таких как холодный Нифльхейм, Хвергельмир, реки Эливагар, горячий Муспелльсхейм и бездна Гиннунгагап, также предшествовало появлению Имира. Эддические мифы рассматривают пространство как конкретные его фрагменты, и поэтому концепция абстрактного пустого пространства или сотворения из ничего является невозможной. В «Прорицании вёльвы» есть попытка представить время до существования всего, но уже тогда упоминаются Имир и магическая бездна Гиннунгагап. В «Старшей Эдде» сотворение земли изображается как ее поднятие из моря, а светила просто представляются искрами, выброшенными из Муспелльсхейма и прикрепленными к небу.