Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политики стран мира (на примере РФ и РТ)ъ
Введение
Актуальность. Образование играет важную роль в использовании "мягкой силы" во внешней политике стран мира. В частности, Россия и Республика Таджикистан активно используют образование как инструмент влияния на другие страны и регионы.Первым шагом в этом процессе является привлечение иностранных студентов для обучения в России и Таджикистане. Это позволяет распространять культурные ценности, знания и опыт в других странах, а также укреплять дипломатические связи между странами.Еще одним инструментом является создание совместных образовательных программ и проектов между университетами разных стран. Это позволяет обмениваться опытом и знаниями, а также укреплять доверие и уважение между странами.Кроме того, важной ролью образования является поддержка различных языковых программ и культурных программ, которые помогают понимать и уважать различные культуры и традиции других стран.Таким образом, образование является мощным инструментом "мягкой силы" во внешней политике таких стран мира, как Россия и Республика Таджикистан. Это позволяет вам распространять знания и опыт, уважать культуру и традиции других стран, а также укреплять дипломатические связи между странами.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Научно-теоретические и методологические основы изучения концепции «мягкой силы» и его влияние на процесс образования……..7
«Мягкая сила» в теории и практике международных отношений и его влияние на систему образования……………………………………………….7
Место образования в политике «Мягкой силы» государств……………19
Глава 2. Интеграция современного мира в образовательной среде: проблемы и перспективы……………………………………………………33
2.1. Высшее образование России как эффективный инструмент противовес Болонской системы образования………………………………………………33
2.2 Ресурсы «Мягкой силы» в сфере образования во внешней политике РФ………………………………………………………………………………..43
Глава 3. Сравнительный анализ кейсов Российской Федерации и Республики Таджикистан…………………………………………………….48
3.1. Роль высшего образования в качестве способа сотрудничества между РФ и РТ ………………………………………………………………………………48
3.2. Фонд «Русский мир» и «Русское пространство» как «мягкая сила» во внешней политике России……………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………………65
Список использованной литературы……………………………………………68
Список использованых источников и литературы
Источники.
Выступление Президента страны Эмомали Рахмона на церемонии открытия 5-ти общеоб-разовательных школ с русским языком обучения в Таджикистане. URL: https://clck.ru/336xQw (дата обращения: 02.12.2022).
Выступление Президента России Владимира Путина на Первом Всемирном конгрессе российских соотечественников. 11.10.2001 // Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом. – Режим доступа: http://vksrs.com/publications/vystuplenie-prezidenta-rossiivladimira-/ (дата обращения 11.01.2019).
Путин В. Об историческом единстве русских и украинцев // Официальный сайт Президента РФ. 12.07.2021.
URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66181
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, Санкт-Петербург, 24 октября 2006 года // Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//bdomp/nsdgpch.nsf/55718a34e773bd87c325721f00429adb/52029499dd823651c325723e0049f3d4!OpenDocument (дата обращения 16.03.2019).
Договор о союзническом взаимоотношении между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном на XXI век http://docs.cntd.ru/document/901742096
Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). – Электрон. текстовые дан. – Ре жим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71452062/ (дата обращения: 26.06.2018). – Загл. с экрана.
Россия остается важным стратегическим партнером Таджикистана, заявил Э. Рахмон. URL: https://ria.ru/20220628/rakhmon-1798839940.html (дата обращения: 02.12.2022).
Литература
Антюхова Е. А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2018. – Т. 23, № 4. – С. 197–209.
Международное признание и уважение, которое получает государство благодаря качественной системе образования, обеспечивает ему привлекательность как страны для сотрудничества, в том числе в экономической сфере и научно-техническом уровне. Более того, образовательная политика, которой уделяется должное внимание, может стать знаковым элементом культурного обмена, что может укрепить привязанность друг к другу стран и способствовать диалогу между народами.В обществе, где образование является инструментом для развития личности, поощряется инициативность, критическое мышление, творческое мышление, аналитические способности и другие качества, которые полезны в достижении целей политики мягкой силы. Кроме того, образование способствует развитию межкультурной коммуникации и толерантности, что является ключевым элементом мягкой силы.В целом, можем сказать, что образование играет значительную роль в определении места государства в политике мягкой силы, поскольку обеспечивает его привлекательность и достижение целей, связанных с международным взаимодействием, культурными обменами и междукультурной коммуникацией.Высшее образование россии как эффективный инструмент противовес болонской системы образованияСущественным было и то, что в 70-е годы весь прирост числа студентов шел только за счет приема на дневные отделения. Чис¬ло обучающихся на вечерних отделениях оставалось практически таким же, а студентов-заочников стало почти на 100 тыс. мень¬ше. В итоге доля «вечерников» и заочников сократилась с 59% в 1965 г. и 51% в 1970 г. до 43% в 1979 г. Курс на постепенное по¬вышение роли образования с отрывом от производства объясняет¬ся не только более высоким и прочным качеством знаний при та¬кой форме обучения. Это понималось и раньше. Возросшая эконо¬мическая мощь государства позволяла выделять все больше средств на развитие высшей школы, а выросшее благосостояние народа снижало настоятельность более раннего начала трудовой деятельности ради заработка. Тем более что около 70% студентов, обучавшихся на дневных отделениях, получали стипендии.