«Восточничество» как политико-философское явление в русской интеллектуальной мысли рубежа XIX -XX в. Имперское «Восточничество» Князя Э.Э. Ухтомского

Скачать дипломную работу на тему: "«Восточничество» как политико-философское явление в русской интеллектуальной мысли рубежа XIX -XX в. Имперское «Восточничество» Князя Э.Э. Ухтомского". В которой раскрыто содержание понятия «восточничество»; выявлены особенности понимания диалога культур Э.Э. Ухтомским и его вклад в развитие диалога культур.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2025
Объем файла
207 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе целый ряд причин обуславливает непреходящий исследовательский интерес к проблеме взаимодействия Востока и Запада и к её интерпретациям в различных философских теориях и политических доктринах. Проблема взаимодействия Востока и Запада остаётся актуальным предметом дискуссий, нацеливающих мировое сообщество на формирование сбалансированного взаимодействия сил, которые долгое время воспринимались как разнонаправленные, но на сегодняшний день должны скорее выступать как дополняющие друг друга.
Другой причиной, стимулирующей исследовательский интерес к проблеме Восток-Запад, является всё более усиливающееся в современном мире влияние «восточного» фактора, который проявляет себя и в демографических, и в экономических процессах, и в конфессиональных взаимодействиях, и в проявлениях культурного диалога. Актуальными в этой ситуации становятся все попытки исследования потенциальных возможностей культурных и цивилизационных традиций Во

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. «ВОСТОЧНИЧЕСТВО» В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ 10

1.1. Восточные ориентации русской культуры на рубеже XIX – XX вв. 10

1.2. Особенности геополитики Российской империи на рубеже XIX – XX вв. по отношению к Востоку 18

1.3. Истоки понятия «восточничество». Образ Востока в русской консервативной мысли XIX – начала XX вв. 26

ГЛАВА 2. «ВОСТОЧНИЧЕСТВО» Э.Э. УХТОМСКОГО КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР 36

2.1. Князь Э.Э. Ухтомский: жизнь, деятельность, идейное наследие 36

2.2. Стратегия продвижения России на Восток в геополитической концепции Э.Э. Ухтомского 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

Список литературы
Ашихмин, А.В. Концепты «колониализм» и «антиколониализм» в оценках интеллектуального наследия князя Э. Э. Ухтомского (1861-1921). Русско-японская война 1904-1905. Взгляд через столетие / Под ред. О.Р. Айрапетова. — Москва: Три квадрата, 2004. — 656 с.
Головачев, П.М. Россия на Дальнем Востоке / П. Головачев. — Санкт-Петербург: Е. Д. Кускова, 1904. — 216 с.
Гладкая, Е.А. Русско-японская война в массовом сознании и общественной мысли русского общества в начале XX века. дис. ... канд. ист. наук. — Ставрополь, 2008.
Гаспарян, В.З. Проект «Желтороссия» в контексте мировоззренческого кризиса русского «восточничества» на рубеже XIX-XX вв. / В. З. Гаспарян // Архонт. — 2018. — № 3 (6). — С. 115-118.
Дацышен, В. Г. Боксерская война. Военная кампания русской армии и флота в Китае 1900—1901 г. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2001. — 335 с.
Джераси, Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России / Авторизов. пер. с английского В. Гончарова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2013. — 548 с.
Дугин, А.Г. Геополитика России: Учебное пособие для вузов. — Москва: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — 583 с.
Жукова, Л.В. Идеологическое оформление дальневосточной политики Российской империи второй половины XIX - начала XX веков // Общественное сознание в кризисные и переходные эпохи: Сб. материалов к науч. конф. — Москва, 1996. — С. 33-36.
Ольденбург, С. С. Царствование императора Николая II : в 2 т. Т.1. Ч.1.— Белград, 1939. — 250 с.
Основы евразийства: антология / ред. Н. Агамалян. — Москва: Арктогея центр, 2002. — 800 с.
Королева, Л. Г. Основные идеи русской философии XIX–XX веков. — Курск: РОСИ, 2001. — 256 с.
Козлов, П. К. В азиатских просторах. Книга о жизни и путешествиях Николая Михайловича Пржевальского, первого исследователя природы Центральной Азии. — Москва: Молодая гвардия, 1947 г. — 160 с.
Леонов, Г.А. Э. Э. Ухтомский. К и

Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша; мы много взяли от нее, и опять возьмем, и не захотим быть перед нею неблагодарными».
Вектор восточнический у Ф.М. Достоевского скрещивался с вектором всечеловеческим, оказывался не равноправным, но подчиненным ему. Восточничество мыслилось притвором храма, всечеловечность – храмовым и алтарным пространством, где служилась литургия истории. Истории, в которой писатель, как и Н.Ф. Федоров и В.С. Соловьев, видел «работу спасения», приводящую к «братству людей, всепримирению народов, обновлению людей на истинных началах Христовых».
В.С. Соловьёв, обращаясь в своём творчестве к теме Востока, считал, что «настоящая миссия России – на Дальнем Востоке». Россия, с одной стороны была «обречена» на мессианскую роль защитницы Европы от длительного агрессивного воздействия кочевых азиатских племён, она выполняла роль барьера на пути «жёлтой опасности». Но, с другой стороны, и Евро