Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста
Введение
Выполненная работа направлена на изучение вопросов по развитию вокально-хоровых навыков у детей, обучающихся в общеобразовательных школах на уроках музыки. Одной из важнейших задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе — научить детей петь. Данная проблема, много лет остается актуальной, она привлекает внимание большого круга музыкантов-педагогов, а также ученых в разных специальностях потому, что коллективное пение обладает огромными возможностями: развивание музыкальных способностей, формируются вокально-хоровые навыки, происходит подготовка лучших качеств человека и формируется качества ценителя музыки. Пение в хоре отлично сказывается и на формирование физического и духовного состояния ребенка. «Пение доставляет поющему удовольствие, укрепляет, развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Развивание вокально-хоровых навыков детей
1.1. Вокально-хоровые навыки:5
1.1.2. Певческое дыхание;6
1.1.3. Звукообразование;9
1.1.4. Певческая артикуляция. 11
1.2 Дикция в хоровом пении. 12
1.3. Правила работы над гласными и согласными звуками. 14
Заключение 21
Список литературы 22
Список литературы
1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. / Е.И. Алмазов. - М., 1963. – 181 с.
2. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография. / Л. А. Венгрус. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.
3. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение: монография./ Л.А. Венргус - СПб., Музыка, 2000. – 276 с.
4. Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. / С. Гладкая. - М., 1989. – 187 с.
5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб., Лань, 1997. – 190 с.
6. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. / В.С. Попов - М., Музыка, 1985. – 92 с.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 205 с.
8. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. / Г.П. Стулова – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – 176 с.
9. Струве, Г.А. Школьный хор. / Г.А. Струве - М., Просвещение, 1981. – 81 с.
10. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. / В.К. Тевлина - М., Музыка, 1982. – 289 с.
Многие физические свойства детских голосов (сила, ровность звучания, спектральный состав), в том числе полетность и звонкость, зависят от эмоционального состояния ребенка. Замечено также, что при пении произведений звонкость и полетность заметны больше, чем при исполнении упражнений. Важнейшей вокально-педагогической основой для развития полетности и звонкости голосов является воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани и напряжения лицевых и дыхательных мышц, максимальное использование резонаторных систем, постоянное внимание к эмоциональному состоянию певцов.
С первых занятий следует добиваться естественного, ненапряженного, легкого и светлого звучания. Начинать привитие указанных качеств рекомендуется со средней части диапазона - ми1 — си1 и постепенно распространять их на более широкий объем звуков. При этом укрепление и совершенствование середины диапазона продолжается.