Формирование лексической компетенции: принципы и основные подходы в лингводидактике рки
Аннотация. Лексическая компетенция – первооснова овладения языком. Только с помощью лексики можно в дальнейшем развивать коммуникативную компетенцию, которая является основной целью обучения иностранному языку. Статья раскрывает сущность понятия лексической компетенции, ее компонентный состав. В ней обозначены основные подходы к формированию лексической компетенции в лингводидактике РКИ, охарактеризованы этапы формирования лексических навыков и стратегии освоения иноязычной лексики.
Ключевые слова: лексическая компетенция, русский язык как иностранный, лексический навык, подход
список
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
Кичева И. В. Русский язык как средство межкультурной коммуникации в полиэтничной среде: современные реалии и проблемы // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования: Материалы международной научно-практической конференции, Пятигорск, 16–17 марта 2017 года. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. С. 35-41.
Кичева И.В., Барсова М.С. Особенности применения лингвокультурологического подхода при изучении оценочной лексики в курсе РКИ // Университетские чтения – 2021: Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 17–19 марта 2021 года. Том Часть VI. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. С. 69-73.
Лаптева Н. Е. Формирование речевого лексического навыка на основе дифференцированного использования знаний (немецкий язык, неязыковой вуз): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Минск, 2004. 152 с.
Марищук Л. В. Особенности мнемической деятельности лиц студенческого возраста // Психологический журнал. 2008. № 4. С. 15-23.
Овчинникова М. В. Современные подходы в обучении лексики иностранного языка в старшей школе // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 184-191.
Сиземина А. Е. Методика развития лексической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2009. 22 с.
Шамов А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация (базовый курс немецкого языка): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2005. 537 с.
Обучение иностранному языку является средством развития мышления, языковых и познавательных способностей человека, поэтому в процессе обучения иностранному языку представители данного направления уделяют внимание не только правильной организации коммуникативной практики, но и познавательной активности обучающегося.
В когнитивном подходе реализуются принципы коммуникативности, а также принцип когнитивной направленности, который подразумевает учет особенностей процессов восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления обучающихся и образование когнитивных структур знаний [10]. Так, представители данного направления полагают, что при обучении лексическим навыкам большое значение имеет взаимодействие собственно лексических и интеллектуальных навыков.