Город-форпост, средневековье, крепость, городище, киев, новгород, летопись, ретроспективный метод, учебный процесс.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный человек является свидетелем грандиозных трансформаций, происходящих в глобальном мировом пространстве. Необратимо меняется город. С одной стороны, численность городского населения в мире неуклонно увеличивается, города не только разрастаются вширь и ввысь, но и осваивают подземные пространства, включаются в различные коммуникационные процессы. С другой стороны, в последнее время не происходит строительства новых городов, а существующие приобретают невиданные доселе формы и неизученные особенности. Такая парадоксальная ситуация, сложившаяся на рубеже XX-XXI веков, обуславливает значительный интерес представителей различных отраслей научного знания к феномену города, заставляет переосмысливать, казалось бы, устоявшиеся представления о городе как месте, где мы живём, особым образом строим свои судьбы [23, с. 8].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ГОРОДА-ФОРПОСТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ……………………. 7
1.1 Предпосылки и факторы образования городов-форпостов …………… 7
1.2 Внешний вид, назначение и цикл развития города-форпоста………… 15
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРИ
ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГОРОДОВ-ФОРПОСТОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ……………………………………………………………………… 26
2.1 Ретроспективный метод, его сущность и средства использования на уроке истории…………………………………………………………….. 26
2.2 Структурно-функциональный анализ темы в школьной литературе…. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…...……………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…….. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев, В. В. Теория и методология истории: учебник для вузов / В. В. Алексеев [и др.]. – В. : Учитель, 2014. – С. 386 – 387.
Алешковский, М. Х. Каменные стражи. Путеводитель по древнерусским крепостям / М. Х. Алешковский. – Л. : Лениздат, 1971. – 175 с.
Арзамаскин, Ю. Н. Периодизация истории России: прозрачная ясность или труднейшая головоломка? / Ю. Н. Арзамаскин // Вестник СЮИ, 2013. – № 2. – С. 81-84.
Арсентьев, Н. М. История России. 6 класс. 1 часть / Н. М. Арсентьев [и др.]. – М. : Просвещение, 2016. – 128 с.
Архипова, С. В. Приемы драматизации при изучении историко-правовых памятников / С. В. Архипова // Обществознание в школе,1998. – № 5. С.57-60.
Большая тюменская энциклопедия. Т. 3. – Тюмень, 2004. – С. 285-286.
Борисов, Г. И. Западноевропейские рукописи и документы от поздней Античности до начала Нового времени. Отчет о конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https:// http://voxmediiaevi.com/2019/12/09/conference-petersburg-09-19/. – 07. 11. 2022.
Бородина, Е. В., Пухов, Д. Ю. Теоретические и методологические основы изучения курса «Отечественная история» / Е. В. Бородина, Д. Ю. Пухов. – Е. : УГЛТУ, 2009. – С. 8-9.
Бочаров, А. В. Основные научные методы в историческом исследовании. Учебное пособие / А. В. Бочаров. – Т. : ТГУ, 2006. – С. 11.
Волков, В. А. Военная история России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. А. Волков [и др.]. – М. : МПГУ, 2012. – С. 9-66.
Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. / П. В. Гора. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
Горохов, В. Форпост России за Уралом / В. Горохов // Тюменские известия, 2008. – № 167 (4670).
Данилевский, И. Н. История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И Н. Данилевский. [и др.]. – М. : Мнемозина, 2012. – 239 с.
История первоначального Новгорода видится нам аналогично истории Киева. Вначале на месте Новгорода находим небольшой городок, один из племенных центров, позже возникает город-замок одного из князей [2, с. 74].
Уже с XI-XII веков большую роль в обороне стали играть пограничные крепости, становившееся с течением времени все более грозными и неприступными. Благодаря им новгородцы преграждали путь противнику в глубь своей земли [2, с. 6].
Усиленное развитие городской жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит в определённое время – в IX-X столетии.
Сегодня Новгород – один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси и сохранял за собой роль важного духовного центра русского православия.
Похожую динамику можно проследить на примере других древних городов – Полоцка, Пскова, Суздаля [30, с. 24].